Подростки, находящиеся в трудной жизненной ситуации – подростки, которые самостоятельно не в состоянии решить проблемы жизнедеятельности, возникшие у них под воздействием тех или иных обстоятельств.
На протяжении всей жизни практически каждый человек сталкивается с ситуациями, переживаемыми им как трудные, нарушающие привычный ход жизни. Переживания таких ситуаций меняет и восприятие окружающего мира, и восприятие своего места в нем. Поведение, направленное на преодоление трудностей в психологии называется копинг-поведение. Оно запускается тогда, когда человек попадает в кризисную ситуацию. Любая кризисная ситуация предполагает наличие некоего объективного обстоятельства и определенного отношения к нему человека в зависимости от степени его значимости, которое сопровождается эмоционально-поведенческими реакциями различного характера и степени интенсивности. Ведущими характеристиками кризисной ситуации является психическая напряженность, значимые переживания как особая внутренняя работа по преодолению жизненных событий или травм, изменение самооценки и мотивации, а также выраженная потребность в их коррекции и психологической поддержки извне.
Признаки того, что подросток попал в трудную жизненную ситуацию:
— нарушение межличностных отношений, стремление к уединению, негативизм;
— злоупотребление алкоголем или наркотиками, агрессивность, изменение поведения;
— сниженное настроение, задумчивость, утрата интереса к учебе, другим, ранее привлекательным видам деятельности;
— появление сверхкритичности к себе;
— разочарование в успехах, обесценивание собственных достижений;
— нарушения пищевого поведения (отказ от еды или обжорство), бессонница или повышенная сонливость, кошмары и беспокойный сон;
— частые необоснованные жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость);
— несвойственное данному подростку пренебрежительное отношение к своему внешнему виду;
— постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти;
— увлечение религиозными течениями, рассуждения о смысле жизни, не свойственные ранее;
— уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека «одиночку»;
— нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы;
— погруженность в размышления, рассуждения о тяжелых проблемах, случившихся с другими, намеки на то, что в жизни все не так, как надо;
— отсутствие планов на будущее;
— внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей, раздражительность.
Выделяют следующие базисные копинг-стратегии:
Три плоскости, в которых происходит реализация копинг-стратегий поведения: поведенческая, когнитивная, эмоциональная сферы. Виды копинг-стратегий поведения разделяются с учётом степени их адаптивных возможностей на адаптивные, относительно адаптивные (частично), неадаптивные.
В подростковом возрасте выявлены следующие преобладающие стратегии преодоления кризисных ситуаций:
Можно констатировать бедную вариативность поведенческого, эмоционального и когнитивного реагирования, а также слабую обученность подростков конструктивным выходам из кризисных ситуаций.
Поэтому одной из основных задач психологов и педагогов школы является обеспечение ранней психологической подготовки школьников, направленной на формирование навыков стрессоустойчивости и современных адаптивных стратегий поведения, ведущих к успешной самореализации
Как помочь подростку?
Рекомендации родственникам, родителям подростка:
— Разговаривайте со своим ребенком, отвечая на его вопросы.
— Очень внимательно прислушивайтесь к тому, что говорит подросток: слышится ли вам страх, тревога, беспокойство. Очень полезно повторение слов подростка. Например: «Ты боишься, что…». Это поможет вам и подростку прояснить чувства.
— не уставайте уверять подростка: «Мы вместе. Мы заботимся о тебе». Эти уверения повторяйте многократно.
— Дотрагивайтесь, обнимайте его как можно чаще — прикосновения очень важны для подростка в этот период.
— Не отягощайте подростка виной за собственную реакцию и не пытайтесь насильственно сделать его стойким, сильным, смелым. Не читайте морали, не наказывайте в этот период.
— Не требуйте от подростка быть прежним, таким же, как раньше. Многие прежние требования к нему становятся уже сверхтребованиями (например, учиться только на пятерки, ничего не бояться), и временно эти планки придется снизить.
— Не пытайтесь манипулировать, используя его любовь к вам. Например, не стоит говорить: «Ты что все время грустный. У меня же сердце от этого болит».
— Не представляйте подростка жертвой других людей, особенно в ситуациях, когда он может это слышать.
— В вашем общении с подростком создайте возможность для проговаривания и отреагирования его страхов.
Рекомендации педагогам, социальным работникам.
— Создайте безопасную ситуацию, в которой подросток может исследовать свои чувства без риска получить повторную травму.
— Внимательно следите за тем, чтоб не смешивать собственные потребности и потребности подростка, чувство беспомощности перед травмой, которая может возникнуть у вас, не должно передаваться подростку .
— Принимайте и уважайте те способы защиты и преодоления травмы, которые есть у подростка.
— Стресс, испытываемый подростком, уменьшится, если вы расскажете ему, как обычно реагируют на травмы другие люди. Подростку станет легче, когда он услышит, что ночные кошмары, плаксивость, страхи, тяжелые мысли — это нормальные человеческие реакции.
— Помните, что многие подростки имеют искаженную информацию о том, что с ними произошло.
Статью составила: методист
отдела «психологической коррекции
дезадаптивных состояний» Стрельцова В.И
— По материалам Интернет-сайтов