Конфликты и споры между людьми, поиск эффективных способов управления ими имеют такую же древнюю историю, как и сама история человечества. Очевидно, каждому из нас приходилось сталкиваться с конфликтными ситуациями. Конфликты проявляются в деятельности всех социальных институтов, социальных групп, во взаимоотношениях между людьми. Ничего странного в этом нет. Как образно заметил американский психолог Б. ВУП, «жизнь – процесс решения бесконечного количества конфликтов. Человек не может избежать их. Он может решить участвовать в выработке решений или оставить это другим».
Каждому человеку свойственно ошибаться, но не каждый может найти выход, как исправить сложившуюся ситуацию. Труднее в таких случаях приходится детям, так как у них, по сравнению с взрослыми меньше сформированных моделей поведения. В серьезные конфликты подростков, если о них становится известно, неизбежно вмешиваются взрослые. После действий, которые они принимают, чаще всего между ребятами происходит формальное примирение. В действительности же результатом такого «примирения» становится разрыв отношений между детьми. Они могут заниматься в одном классе, будет считаться, что помирились, но не общаться. Взаимодействие нарушено, диалог отсутствует. В подобных ситуациях отношения между сторонами конфликта становятся еще более напряженными. Задачей специалиста в работе с такими случаями становиться создать условия, в которых подросток начнет думать сам, а не думать за подростка, не принимать и не навязывать свое решение.
В таких случаях хорошо работает метод восстановительных технологий, основанный на медиации, т.е. посредничестве в разрешении конфликтов.
Медиация (от лат. mediatio) — посредничество. Во всем мире медиация является одной из самых популярных форм урегулирования споров. Медиация позволяет уйти от потери времени в судебных разбирательствах, от дополнительных и непредсказуемых расходов, процесс медиации является частным и конфиденциальным.
Медиация — это процесс, в котором нейтральная третья сторона, медиатор, помогает разрешить конфликт, способствуя выработке добровольного соглашения (или «самоопределения») между конфликтующими сторонами. Медиатор облегчает процесс общения между сторонами, понимания позиций и интересов, фокусирует стороны на их интересах и ищет продуктивное решение проблемы, предоставляя возможность сторонам прийти к своему собственному соглашению.
Восстановительный подход, основанный на медиации, предполагает иной взгляд на человека, совершившего правонарушение: не клеймение и применение карательных мер, а обращение к позитивным ресурсам человека, обращение к его ответственности перед пострадавшей стороной.
Применение восстановительного подхода в разрешении конфликтов между подростками создает условия для ресоциализации несовершеннолетних, позволяет заложить основы для доверия оступившегося подростка к социально-педагогическим службам и специалистам в отдельности, а также позволяет поддержать его желание загладить свою вину.
В мире более 1000 организаций проводят восстановительные программы (Северная Америка, Новая Зеландия, Австралия, Южная Африка). В Европе восстановительные программы успешно действуют в Великобритании, Австрии, Бельгии, Финляндии, Франции, Германии, Норвегии, Польше, Чешской республике.
В 2001 году Центр судебно-правовой реформы впервые в России начал применять восстановительные технологии в рамках школы «Службы примирения» и осуществлять образовательную и методическую поддержку этой деятельности.
Зачем нужны школьные службы примирения? Трудные подростки и дети «группы риска» часто вовлекаются в конфликты, становятся правонарушителями или жертвами. Административное и уголовное наказание не работает с причинами конфликта и с чувствами конфликтующих. Используемый службами восстановительный подход к разрешению конфликтов позволяет подросткам, избавиться от обиды, ненависти и других негативных переживаний, самостоятельно разрешить ситуацию (возместить ущерб), избежать повторения подобного в будущем. Практика школьной жизни не всегда способствует социализации подростков в плане освоения ими навыков общения, культурных форм завоевания авторитета и формирования способностей взаимодействия с другими людьми, необходимых для будущей жизни. Те способы реагирования на конфликт, которые обычно практикуются подростками и учителями, нередко оставляют подлинные конфликты неразрешёнными.
Цель службы — сменить административно-карательную направленность взрослых и опору на силу у школьников на восстановительный способ разрешения конфликтов. Задача службы сделать так, чтобы максимальное число конфликтов разрешалось восстановительным способом.
Важным результатом разрешения конфликта является:
а) преодоление враждебности между сторонами;
б) участие самих сторон в конструктивном разрешении ситуации.
Встречи участников конфликта, организуемые ведущими (нейтральным посредником) за «столом переговоров», называются программой примирения. Ведущий необходим в связи с тем, что сторонам тяжело общаться конструктивно и самим осуществлять поиски выхода из ситуации. Здесь появляется потребность в позиции нейтрального ведущего, который не выносит решение, не является судьёй, адвокатом, воспитателем или советчиком, а снижает «градус эмоций» и помогает сторонам построить диалог для достижения соглашения. Ведущий в равной степени поддерживает обе стороны, и поэтому он легко находит с ними контакт. С тех пор, как школы начали использовать медиацию, количество продолжительных конфликтов между учениками снизилось, так как многие проблемные ситуации разрешаются с помощью медиации еще до того, как они перерастут в конфликт. На практике это означает большее благополучие в школе и, соответственно, лучшие условия обучения для учеников школы.
В службе примирения в качестве ведущих при поддержке взрослого куратора работают сами школьники (волонтёры).
Это важно, поскольку:
— подростки лучше знают ситуацию в школе;
— ровесникам больше доверяют и расскажут то, что никогда не доверят взрослому;
— деятельность в качестве ведущего меняет подростков, поскольку им нужно реально проявлять толерантность, видеть разные точки зрения, помогать договариваться;
— это элемент истинного самоуправления, когда часть полномочий взрослых (по урегулированию конфликтов) передаётся детям.
Цель ведущих — организовать такой диалог между сторонами, чтобы они избавились от негативных переживаний, связанных с конфликтом и сами нашли способ решения ситуации.
Состав службы примирения: 2-4 пары подготовленных ведущих из учеников школы 5-10 класса, взрослый, курирующий службу и несколько подростков в «группе поддержки» (например, рисуют стенгазеты по ШСП).
Передача информации о конфликтах школьные службы примирения получают от социальных педагогов, из КДН, от сверстников и при этом соблюдается конфиденциальность.
В подобные службы обращаются по разным типам ситуаций:
Программа школьной службы примирения состоит из трёх этапов:
1. Предварительные встречи с каждой из сторон конфликта (а при необходимости и с родителями)
2. Примирительная встреча
3. Последующая работа по ресоциализации и реабилитации участников (если требуется).
Соблюдение ведущим восстановительных технологий нейтральной позиции – основное правило восстановительного подхода. Нейтральность является решающим фактором для обеспечения эффективности программы. Акцент в данном случае делается на способность человека видеть себя со стороны и оценивать последствия своих поступков. Только на основании этого свойства у людей развиваются самостоятельность, независимость, ответственность, умение действовать конструктивными способами.
Важно еще раз подчеркнуть и показать, что медиация обладает такими положительными сторонами как:
Восстановительный подход в разрешении конфликтов между подростками является действенным методом, так как участие в программе примирения дает возможность формирующейся личности реабилитировать себя через самостоятельное принятие ответственности за возмещение нанесенного ущерба, восстановление отношений, как с конкретным человеком, так и с социальной общностью в целом.
Человек идет на мирное решение конфликта осознанно, что является профилактикой правонарушений в дальнейшем и полноценной социализации в обществе.
Педагоги-психологи ГБОУ «ППЦ»:
Колошникова Е.А., Попкова Е.В.