Значение правильной речи огромно для человека любой специальности. Неправильная речь ребёнка затрудняет его общение с окружающими, отражается на его общем развитии, характере, и в будущем может быть причиной его неуспеваемости в школе.
Обратите внимание на то, что если не исправить произношение до школы, то потом это сделать очень трудно, так как оно войдет в привычку. Если ребенок смешивает звуки в произношении, то и писать будет так же. Потому что сначала он проговаривает то, что собирается писать.
1. Речь ребёнка развивается путём подражания речи окружающих его людей. В связи с этим ребёнок должен слышать только грамматически правильную речь в своём окружении. Контролируйте свою речь в присутствии ребенка (говорите не спеша, избегая употребления слов-паразитов).
2. Первый образец речи для ребёнка — это речь его близких. Родители являются первыми учителями родного языка для своего ребёнка. Семья — первая школа.
3. Без помощи родителей ребёнку трудно овладеть правильной речью. Разговаривайте с ребёнком. Выслушивайте его внимательно, не обрывайте, говорите и отвечайте на все его вопросы неторопливо, чётко, выразительно, средней силы голосом, правильно произносите звуки и слова — это поможет ребёнку скорее овладеть правильной речью.
4.Беседуйте со своим ребенком. Рассуждайте о проблемах. Задавайте вопросы и добивайтесь того чтоб ребёнок Вас спрашивал. (А почему? А как? А из чего это сделано?…). Не оставляйте его вопросы без ответа, если нужно загляните в интернет. Рассматривая предметы, учите их описывать: какой мяч по цвету? тяжёлый? гладкий? из чего сделан?..
5. Не подражайте неправильной речи ребёнка, сами не навязывайте детям неправильных выдуманных слов. Не разговаривайте с ребёнком, используя слова – заменители, такие как ням — ням (кушать), мяу (кошка) и т.п., говорите сразу общепринятыми словами. Иначе вы будете задерживать правильное речевое развитие ребёнка. Следите за речью ребёнка, ненавязчиво делая ему замечания. При необходимости предлагайте подобрать более уместное слово или выражение. Если ребенок неверно произносит звук, то обязательно поправляйте его!
6. При появлении речи у ребёнка старайтесь говорить с ним простыми словами, короткими фразами, с соблюдением пауз между словами и предложениями, тогда ребёнок, подражая вашей речи, научится говорить правильно.
7. Следите за появлением и развитием речи вашего ребёнка, начиная с лепета и появления первых слов. При задержке речевого развития у ребёнка обращайтесь к специалистам. Если возникли нарушения речи, то нужно комплексно воздействовать на ребенка. Одного обращения к логопеду недостаточно. Необходимо обследоваться у ЛОРа, невропатолога, психиатра, психолога.
8. Прививайте детям правильные речевые навыки, не допускайте быстрой речи у ребёнка. Неторопливая, чёткая, правильная, выразительная речь способствует правильному речевому развитию ребёнка.
9. Не перегружайте ребёнка речевым материалом. При чтении объясняйте ребёнку значения слов и выражений. При выборе литературы для чтения учитывайте возраст вашего ребёнка и его особенности восприятия и эмоциональное состояние. Чаще читайте ребёнку ДОБРЫЕ книжки! В тексте не должно быть трудных для чтения и длинных слов. Также чаще учите детские стихи. Ни что так не развивает память и не учит выразительной речи как разучивание стихотворений! Удачи Вам!
Учитель-логопед: Костальон Н.А.