«Знать свои права и уметь за них бороться
– значит, быть сильным.
Уважать права других
– значит, быть справедливым.
Жить по праву
– значит, жить в мире и согласии»
Права и обязанности каждого человека – это тот необходимый материал, из которого строится здание общего блага. Подобно тому, как невозможно выстроить дом только из кирпича, не используя цемент, невозможно выстроить общее благо только из прав, не скрепляя их обязанностями. Более того, зачастую право и обязанность – это одно и то же. Например, у человека есть право на благоприятную окружающую среду, и одновременно человек обязан бережно относиться к природе. Или у человека есть право на образование. И вместе с тем каждый обязан учиться. Или у родителей есть право воспитывать своих детей. Но вместе с тем они обязаны заботиться о детях. Или каждый имеет право на доступ к культурным ценностям, и одновременно каждый обязан заботиться о сохранении культурного наследия, беречь памятники. И, наконец, если у каждого человека есть права, то это значит, что никто не может их нарушать. Мы обязаны уважать права других людей, а их обязанность уважать наши права.
Главная обязанность каждого человека, гражданина – соблюдать нормы права: Конституцию и законы».
(Из учебного пособия «Конституция России»)
Очевидным является тот факт, что молодое поколение России переживает кризисную социальную ситуацию. Разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации, выработка новых происходит хаотично, бессистемно и лавинообразно. Молодежь утрачивает ощущение смысла происходящего и не имеет определенных жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый и эффективный жизненный стиль.
Современная социальная ситуация неизбежно привела молодое поколение к необходимости взятия ответственности за свое будущее на себя, самостоятельного выбора и контроля своего поведения. В то же время совершенно очевидно, что подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от их последствий.
Отсутствие знаний, навыков и современных социально адаптивных стратегий поведения у взрослой части населения — родителей, педагогов, — не позволяет им оказывать необходимое воспитательное воздействие, психологическую и социальную поддержку. Подростки оказались одиноки и психологически беспомощны в связи с утраченными связями со старшим поколением. Задача социальных педагогов обучить их новым формам поведения, сформировать стрессоустойчивую личность, способную самостоятельно, эффективно и ответственно строить свою жизнь, способную эффективно преодолевать жизненные проблемы, с развитыми стереотипами поведения в обществе. Научив сегодня детей пользоваться их правами и свободами, умело сочетать права и обязанности, ответственность перед другими, сформировав их правовую культуру, мы способствуем тому, что завтра, превратившись во взрослых, наши сегодняшние дети научатся соблюдать и защищать не только свои права и свободы, права своих детей, но и права старшего поколения.
По данной теме Вы можете получить следующую информацию от социального педагога ГБУ «ППЦ» Зуй Марины Юрьевны:
(чтобы узнать интересующую вас информация, нажмите на ссылку)
социальный педагог
отдела психолого-педагогической
коррекции дезадаптивных состояний
Зуй М. Ю.