«Стресс – это не то, что с вами случилось, а то, как вы это воспринимаете»
Стресс – состояние человека, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия, реакция организма на неблагоприятное воздействие. В переводе с английского языка стресс буквально переводится как напряжение. Г. Селье говорил о том, что стрессовое состояние испытывают все люди.
Подростковый возраст очень важный и сложный период в жизни человека. Именно в этот период закладывается характер, образ жизни, привычки и т.д. От того, как прошёл этот период зависит будущее человека. Это очень бурный и противоречивый жизненный этап. Особое значение на развитие подростка оказывает умение ребёнка переживать психологический стресс и правильно выходить из него Стрессы у подростков — явление сложное и может протекать довольно бурно на фоне гормональной перестройки организма.
Любой конфликт, малейшее недопонимание может вывести подростка из состояния равновесия. Пустяковый конфликт с одноклассниками, учителями, непонимание в семье, незаслуженно низкая самооценка и т.д.
Взрослому покажутся эти события пустяковыми, а у подростка они могут вызвать серьёзный стресс.
К стрессу приводят разные причины. Среди них можно выделить и физиологические и психологические факторы.
Причиной стресса могут выступать различные проблемы, такие как:
— проблемы,связанные с самооценкой,
— проблемы, связанные с семьей,
— проблемы, связанные с взаимоотношениями с друзьями,
— проблемы, связанные с психологической неготовностью к физиологическому взрослению,
— проблемы, связанные с противоположным полом,
— проблемы во взаимоотношениях со значимыми взрослыми.
— школьный стресс.
Но наиболее травмирующим для психики подростка является стресс, вызванный болезнью, смертью, пьянством близких им людей.
Постоянная жизнь в стрессе, когда превалирует чувство беспомощности, приводит подростков к мысли о том, что не стоит что-либо менять, так как ни к чему хорошему это не приведёт. Подростки часто ждут, что решение придет спонтанно из внешнего окружения, которое, однако, не приходит. Они считают себя жертвами обстоятельств и решение проблем взаимоотношений сводится к желанию изменить другого человека. Поэтому особенно важно именно в подростковом возрасте учить правильно выходить из стрессовой ситуации, другими словами овладеть навыками стресс-совладающего поведения.
Стресс у подростков является угрожающим фактором в их развитии, социализации и адаптации, поэтому каждая проблема особо остро отражается на психике ребенка.
Стресс-совладающее поведение определяется, как сумма когнитивных и поведенческих усилий, затрачиваемых индивидом для ослабления влияния стресса. В самом общем понимании совладающее поведение характеризуется, как готовность индивида решать жизненные проблемы. Психологическое предназначение такого поведения состоит в том, чтобы как можно лучше адаптировать человека к требованиям ситуации.
Понятие «совладающие стратегии» также широко интерпретируется как процесс управления ресурсами. Предполагается, что процесс совладания с жизненными трудностями есть по сути процесс мобилизации личностных ресурсов и ресурсов среды, оптимального их использования.
Психологами выделено 8 стратегий «совладающего поведения»:
Все восемь типов стратегий совладания с жизненными трудностями охватывают совершенно разные ориентации личности. Чтобы справиться с ситуацией, она либо атакует окружающих, либо пытается получить от них помощь, либо бежит от этой ситуации, либо отделяет себя от данной проблемы, либо придает ситуации позитивное значение, либо фокусирует внимание на своем эмоциональном состоянии и поведении (стремление сдерживать свои чувства и в дальнейшем не совершать подобных ошибок), либо, наконец, сосредоточивается на решении проблемы.
В основном эти стратегии исключают друг друга, но иногда — дополняют. Практика показывает, что каждый второй человек, оказавшийся в трудной ситуации, использует одновременно несколько стратегий совладания. По оценке ряда исследователей, эффективно использование нескольких способов совладания с негативными событиями, в особенности с применением практических шагов. Неэффективной являются стратегия избегания и позитивная переоценка ситуации. В стратегии позитивной переоценки кризисной ситуации содержится ловушка. Придание позитивного значения затруднительным обстоятельствам уменьшает дистресс и служит эмоциональному приспособлению к стрессу. В то же время, подобный, во многом искусственный, перенос внимания отвлекает от решения конкретных практических проблем. Очевидна неэффективность и стратегии избегания («голова в песок»).
По каким же симптомам можно догадаться, что подросток находится в состоянии стресса?
— Первым признаком стресса является отдаление подростка от его сверстников и близких людей. Вольно или невольно он становится замкнутым и одиноким. Не хочет отвечать на телефонные звонки, не желает никого видеть. Причиной этого отдаления от людей зачастую бывает резкое понижение самооценки, появление неуверенности в собственных силах, ощущение, что весь мир его не понимает и не принимает.
— Другим симптомом подросткового стресса является рассеянность внимания, забывчивость подростка. Он забывает, что было вчера, не замечает знакомых на улице, постоянно витает в облаках и не может ни на чём сосредоточиться. Родителям в этом случае нельзя ругать своего ребёнка, надо его понять и постараться помочь, обратившись за помощью к психологу.
— Следующим признаком подросткового стресса является постоянно утомлённое состояние. Ребенок практически не спит, не ест или же наоборот активно «заедает своё горе» и целыми днями пребывает в сонном состоянии. В любом из этих случаев подросток угрюм, измучен, апатичен.
Однако бывают и несколько другие проявления стресса. К примеру, циклическая смена настроения: от состояния беспредельной радости подросток тут же переходит к состоянию глубокого расстройства. Другим примером изменения настроения подростка при стрессовом состоянии является появление агрессии. Его раздражают люди, интересующиеся его жизнью, выводят из себя любые мелочи. Внезапная гиперактивность подростка довольно часто также является симптомом стресса. Подросток старается ни секунды не стоять на месте, не сидеть без дела, пытаясь отвлечься или забыться. Подросток панически боится, остановившись, вспомнить, «остаться наедине» с причиной своего стресса.
Рекомендации родителям по профилактике стресса у детей.
Общие рекомендации:
Наладьте взаимоотношения с ребенком, чтобы он чувствовал себя спокойно и уверенно:
Все это мы давно знаем…
Обратите внимание на свое эмоциональное состояние:
Принимайте своего ребенка безусловно!
Педагог-психолог
Отдела «Психолого-педагогической
коррекции дезадаптивных состояний»
Колошникова Е.А.