Детский сад — это новый период в жизни ребенка. Так впервые малыш осваивает мир дошкольного учреждения: режим дня, отсутствие родителей, близких, новые требования, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение.
Далеко не все дети переносят эту перемену легко. Малыш находится в состоянии психоэмоционального напряжения, физического стресса, которые могут привести к неврологическим реакциям: падает иммунитет, снижается психологическая устойчивость, ребенок быстро утомляется, плохо ест, спит, появляются негативные стороны в его поведении.
Поэтому, сгладить процесс адаптации (от лат. «приспособляю») малыша, впервые пришедшего в детский сад, поможет правильно выстроенная работа педагогического коллектива по профилактике дезадаптации детей младшего возраста к условиям детского сада.
Привыкание малыша к новым для него условиям в период адаптации в основном зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить его к этому ответственному периоду. Низкая компетентность взрослых в вопросах подготовки ребенка, страх перед детским садом– самая распространенна проблема родителей.
Эмоциональное состояние малыша в период адаптации зависит от того насколько педагоги смогут влюбить в себя ребенка, родители поверят и «примут» воспитывающих взрослых в детском саду, сами будут готовы отдать ребенка, подготовят его психологически и физиологически.
В зависимости от длительности адаптационного периода различают три степени приспособления ребенка к детскому саду: легкую (1-16 дней), среднюю (16-32 дня), тяжелую (32-64 дней), которая зависит от следующих факторов:
Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду не затягивался, необходимо следующее:
Необходимо сформировать у ребенка положительную установку. Желание идти в детский сад. Это зависит в первую очередь от умения и усилия воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и доброжелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация. Чтобы ребенку было приятно приходит в детский сад, нужно «одомашнить группу».
В группе необходим и спортивный уголок, который удовлетворял бы потребность детей 2-3 лет в движении.
Малыши еще не владеют речью настолько, чтобы выразить четко свои чувства и эмоции. Невыраженные эмоции (особенно) негативные накапливаются и в конце прорываются слезами, которые со стороны выглядят непонятными, потому что никаких внешних причин для такого проявления нет. Психологи и физиологи установили, что изобразительная деятельность для ребенка не столько художественно- эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Уголок изобразительного творчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге поможет решить эту проблему в любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя.
Умиротворяющее действие на детей оказывают игры с песком и водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие. Летом подобные игры легко организовать на улице, в осенне-зимнее время желательно иметь уголок песка и воды в помещении.
Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте с взрослыми. Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках взрослого дают ему чувство защищенности, помогают быстрее адаптироваться. Маленькие дети очень привязаны к маме. Поэтому очень хорошо иметь «семейный» альбом с фотографиями всех детей группы и родителей.
Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и в детском саду. Родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.
Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к взрослому. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения.
Таким образом, можно сформулировать цели и задачи профилактики дезадаптации детей в ДОУ.
Цель: обеспечение безболезненной адаптации ребенка к условиям ДОУ.
Задачи:
Вся работа проводится в три этапа:
Анкетирование родителей направлено на выявление социального статуса семьи, общей осведомленности об условиях, в которых воспитывается ребенок, его привязанностях, отношение родителей к детскому саду, влияние медицинских показателей на адаптацию и развитие ребенка в дальнейшем и др. При анкетировании и беседах с родителями выявили несколько проблем:
По результатам проведенного анкетирования выявляются семьи воспитанников с проблемами в воспитании и развития. Данные анкетирования в дальнейшем используются в профилактической и консультативной работе с родителями.
Основываясь на полученных данных, на втором этапе необходимо разработать лекции, которые будут способствовать повышению педагогической компетентности родителей в вопросах подготовки детей к детскому саду, его психологическому комфорту и эмоциональному благополучию, безболезненному привыканию малыша к условиям детского сада.
В работе » Школы молодой матери» могут принимать участие разные категории сотрудников детского сада: педагог-психолог, шеф-повар, врач, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, заместитель заведующей по ВМР.
Характеристика личностных, деловых, профессиональных качеств сотрудников способствует установлению доверительных отношений педагогов с родителями. Педагог — психолог дает понять родителям, что успех работы по адаптации целиком зависит от их непосредственного участия в этом процессе. Их роль на этот период значима и велика, без их участия добиться положительных результатов невозможно.
Родители получают пакет печатных материалов, которые помогают изучить работу детского сада и приблизить домашний режим к режиму дошкольного учреждения. Они имеют возможность познакомиться дома с режимом дня, культурой приема пищи, задачами развития детей младшего возраста, стендовой информацией «Что делать, если…» и др.
Начиная посещать дошкольное учреждение, дети включаются в совместную деятельность с педагогом-психологом. Содержание деятельности может проводиться в соответствии с программой Роньжиной Анны Сергеевны «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению», которая направлена именно на то, чтобы ребенок успешно адаптировался к условиям ДОУ.
Наиболее эффективным методом работы с детьми является игровая терапия, проводимая как индивидуально, так и в групповой форме.
Игры и упражнения, составляющие основу занятий, способствуют снятию психоэмоционального напряжения, снижению импульсивности, тревоги и агрессии, совершенствованию коммуникативных, игровых и двигательных навыков, развитию познавательных процессов, оптимизации детско-родительских отношений.
Так как малыши нередко болеют и после болезни нуждаются в повторной адаптации, поэтому проводим игры-занятия не только в первые 2-3 месяца, но и на протяжении всего учебного года. Игры-занятия длительностью 10-20 минут проводятся 2 раза в неделю.
Активное участие в играх принимает воспитатель. В дальнейшем педагог использует разучиваемые потешки, стихи, игры в своей совместной образовательной деятельности.
На третьем этапе для оценки психоэмоционального состояния детей в период адаптации к условиям детского сада выдаются адаптационные карты педагогу-психологу, педагогам и родителям. Они наблюдают за детьми дома, фиксированные данные представляют в детский сад для выявления степени адаптации.
По наблюдениям психолога, воспитателей и родителей определяется круг детей, нуждающихся в помощи.
По окончании периода адаптации в дошкольном учреждении собирается медико-психолого-педагогический консилиум. Туда входят заместитель заведующего по ВМР, педагог-психолог, старшая медсестра, воспитатели групп. На нем обсуждаются результаты проведенной работы в период адаптации, анализируется уровень адаптированности детей к ДОУ, при необходимости намечается дальнейшая работа с родителями и детьми со средней степенью адаптации.
методист Отдела ранней помощи
Комарчева Татьяна Евгеньевна
Я настоящим ДАЮ свое СОГЛАСИЕ на обработку своих персональных данных в Территориальной психолого-педагогической комиссии ГБУ «ППЦ» г. о. Тольятти, к которым относятся:
Обработка персональных данных осуществляется исключительно в целях обеспечения соблюдения законов и иных нормативных правовых актов; содействия в реализации конституционного права на образование своего ребенка.
Я даю согласие на использование персональных данных с целью комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ОВЗ:
Подтверждаю свое согласие на следующие действия с указанными выше персональными данными.
Я настоящим ДАЮ свое СОГЛАСИЕ на обработку персональных данных своего ребенка в Территориальной психолого-педагогической комиссии ГБУ «ППЦ» г. о. Тольятти,
— данные, удостоверяющие личность ребенка (свидетельство о рождении или паспорт);
— данные о возрасте и поле;
— данные о гражданстве;
— данные медицинской карты, полиса обязательного/добровольного медицинского страхования;
— данные о прибытии и выбытии в/из образовательных организаций;
— Ф.И.О. родителя/законного представителя, кем приходится ребенку, адресная и контактная информация;
— сведения о попечительстве, опеке, отношении к группе социально незащищенных обучающихся; документы (сведения), подтверждающие право на льготы, дополнительные гарантии и компенсации по определенным основаниям, предусмотренным законодательством (ребенок-инвалид, родители-инвалиды, неполная семья, многодетная семья, патронат, опека, ребенок-сирота);
— форма получения образования ребенком;
— изучение русского (родного) и иностранных языков;
— сведения об успеваемости и внеурочной занятости (посещаемость занятий, оценки по предметам);
— данные Представления ППк образовательной организации;
— форма и результаты участия в ГИА;
— форма обучения, вид обучения, продолжение обучения после получения основного общего образования;
— отношение к группе риска, поведенческий статус, сведения о правонарушениях;
— данные о состоянии здоровья (сведения об инвалидности, о наличии хронических заболеваний, медицинское заключение об отсутствии противопоказаний/о рекомендациях к обучению в образовательной организации; данные медицинских обследований, медицинские заключения);
— сведения, содержащиеся в документах воинского учета.
Я даю согласие на использование персональных данных ребенка с целью комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ОВЗ:
— заполнения базы данных, обследуемых на ПМПК, формирование статистических аналитических отчетов.
Обработка персональных данных обучающегося осуществляется исключительно в целях обеспечения соблюдения законов и иных нормативных правовых актов; содействия ребенку в реализации его конституционного права на образование, трудоустройство, обеспечение его личной безопасности и безопасности окружающих; контроля качества обучения и обеспечения сохранности имущества.
Настоящее согласие предоставляется на осуществление любых действий в отношении персональных данных, которые необходимы или желаемы для достижения указанных выше целей, включая (без ограничений): сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе, передачу третьим лицам — территориальным органам управления образованием, государственным медицинским учреждениям, военкомату, отделениям полиции), обезличивание, блокирование, трансграничную передачу персональных данных, а также осуществление любых иных действий с моими персональными данными, предусмотренных действующим законодательством РФ.
Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия ГБУ «ППЦ» гарантирует, что обработка персональных данных осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Я проинформирован(а), что Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия будет обрабатывать персональные данные как неавтоматизированным, так и автоматизированным способом обработки. Данное Согласие действует до достижения целей обработки персональных данных ребенка на ПМПК.
Согласие на обработку персональных данных может быть отозвано мною путем направления в территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию письменного отзыва.
Согласен/согласна с тем, что Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия ГБУ «ППЦ» г. о. Тольятти обязана прекратить обработку персональных данных в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента получения указанного отзыва.
Я подтверждаю, что, давая такое Согласие, я действую по собственной воле.