В отдел ранней помощи нашего Центра все чаще обращаются родители малышей 2-3 лет, которые замечают странности в поведении своих детей. Как правило, с такими малышами к психиатру они не обращаются, но врач-невролог в своем заключении пишет задержка речевого развития + аутичное поведение. Диагноз «Аутизм» в данном возрасте не выставлен, но те или иные черты уже можно наблюдать в поведении ребенка. Эти детки скоро пойдут в детский сад и наша задача хотя бы в малой степени помочь ребенку преодолеть адаптацию с наименьшим негативом.
Об аутизме говорят сейчас очень много. До 80-х годов 20 века аутизм в психиатрии считался одной из форм шизофрении. В 80-х это понятие выделили как отдельное заболевание, вернее сказать как состояние, которое нельзя вылечить медикаментозно, однако можно скорректировать педагогически, действуя слаженно в команде с родителями и педагогами.
Так как дети 2-3 лет имеют задержку речевого развития, мы стараемся использовать на своих занятиях невербальные формы взаимодействия и обучения, в частности, элементы арт-терапии, например рисование.
У детей с РАС своеобразное реагирование на сенсорные раздражители. В восприятии у них нарушена ориентировка в пространстве и искаженное восприятие целостности картины, поэтому таких детей привлекает не целый предмет, а отдельные его части, какие-то детали.
Существуют две гипотезы, согласно которым в одном случае у детей-аутистов богатое воображение вследствие недостатка впечатлений извне, во втором случае – это воображение развито слабо, им присуще патологическое фантазирование. Интеллект у детей с расстройством аутистического спектра может быть от низкого до высокого, но зрительное восприятие и внимание к деталям развито достаточно хорошо.
Работу с аутичными детьми следует начинать с курса индивидуальных занятий, первоочередными целями которых будет привыкание ребенка к новому месту, незнакомому взрослому. Первые занятия ориентированы на установление контакта педагога с ребенком, чтобы ребенок адаптировался и привык к педагогу. И уже потом постепенно можно очень осторожно внедряться в личное пространство ребенка для дальнейшего обучения. На занятиях мы используем рисование. Так как у детей с РАС нарушено целостное восприятие, арт-терапия, а именно рисование является наиболее доступным методом корректировки. Однако он плодотворно работает только в союзе: педагог + родитель + ребенок.
Работу начинаем со сбора информации на консультации. После проведенной диагностики, узнаем у родителей, чем ребенок занимается дома, особые пристрастия, что конкретно он любит делать, как и с чем любит играть, а так же пробовали ли рисовать с ребенком, знаком ли он с красками, если да, то с какими, может он рисует пальчиками. Чаще всего дети не знакомы с рисованием и не владеют изобразительными навыками. На занятиях становится постепенно понятно, как играет ребенок, что его привлекает – это могут быть определенные игрушки (всегда одни и те же). Когда ребенок приходит на занятие всегда берет эту игрушку, например, мячик или шарик, кубик, пирамидку, кольца от пирамидки, машинку и т.д. Мы понимаем, на что опираться, что можно использовать как помощь в овладении новым для него видом деятельности. На первом этапе рисование может быть совместное, но можно позволить ребенку помалевать самому. Совместное рисование требует придерживаться определенных этапов:
— наладить положительный эмоциональный контакт;
— заинтересовать ребенка к новому виду деятельности;
— постепенное введение новых деталей в привычный рисунок, новые изображения;
— привлечение ребенка к активному совместному рисованию;
— приучение ребенка к самостоятельному рисованию.
В столь раннем возрасте дети не знакомы с основными цветами, через рисование изучаем цвета. Начинаем с одного цвета. После наблюдения за ребенком определяем, какому цвету он отдает предпочтение, какого цвета выбирает игрушки (кубики, мячики, шарики), какие вообще выбирает игрушки, какого размера, какой формы. Все это учитывается для приобщения его к новому виду деятельности. Если ребенку нравится все в шарообразном виде, рисуем кружки: один, затем несколько, потом этот круг превращается в солнышко (мы подрисовываем лучики). В следующий раз это будет яблочко, или помидор, а может это божья коровка (уже используем два цвета), в другой раз это может быть воздушный шарик, которому нужно подрисовать ниточку. Вариантов может быть очень много.
Когда ребенок уже положительно реагирует, пассивно, но сотрудничает, начинаются новые этапы. Рисунок может усложняться:
— вводим сюжет
— переносим новые полученные знания на другие виды деятельности
Используем на занятиях и советуем родителям дома рассматривать книжки с изображением тех предметов, которые мы рисовали. Книги лучше брать с большими четкими понятными картинками, где изображен один крупный предмет, затем использовать иллюстрации с двумя и несколькими предметами.
Как и для нормально развивающихся детей, так и для детей с РАС сенсорные игры имеют огромное влияние. Через эти игры ребенок узнает свойства предметов, которые знакомят ребенка с окружающим миром. Своеобразные игры детей – аутистов также можно назвать знакомство с окружающим миром, но только они предназначены для удовлетворения или закрепления положительного впечатления, или как защитная реакция от пережитого негативного переживания. Однако игра нужна и чрезвычайно важна для дальнейшего развития маленького человека, для стимуляции социального взаимодействия, психического развития. Игра ребенка – аутиста направлена лишь на аутостимуляцию, она не усложняется со временем, в нее не вносится сюжетная линия, она нужна лишь как своеобразная защита от окружающего мира, получение положительных ощущений. Поэтому так важно учитывать и использовать предпочтения ребенка в его игре, его особое отношение к определенным предметам и игрушкам.
Не менее важным является и закрепление таких игр дома с родителями. Ведь ребенок большую часть времени проводит рядом с ними и кому как не родителям увидеть с чем их ребенок больше всего играет, и, следовательно, обратить эти манипуляции в полезную развивающую деятельность.
педагог-психолог
Отдела ранней помощи
Франива Анастасия Викторовна