«В сознании человека нет врожденных идей,
все зависит от воспитания и жизненных событий…»
Джон Локк
«Правильное воспитание – наша спокойная старость,
неправильное – горе и слезы.»
А. С. Макаренко
Нет простого решения, как обращаться и воспитывать ребенка. В конечном счете, эффективность любого воздействия зависит от знаний и упорства родителей.
Необходимы: систематизация, воспитание, поощрение.
Найдите знающего специалиста, с которым вы сможете советоваться (психолог, воспитатель, социальный педагог, учитель и т.д. – должность значения не имеет, важно, чтобы этот человек обладал обширными знаниями по вопросам воспитания детей). Не бойтесь просить о помощи.
Им необходимо внешнее окружение, в котором они могут систематизировать то, что они не могут привести в порядок внутри себя, самостоятельно. Составляйте списки. Таблица или список неоценимо помогут ребенку, когда он теряется в том, что ему надо сделать. Ему необходимо напоминание, предварение, повторение, направление, границы, систематизация.
Запишите их на видном месте. Ребенок будет немного приободрен, если будет знать, чего от него ожидают.
Записывайте указания. Проговаривайте их. Просите, чтобы ребенок повторил, то о чем вы ему сообщили, попросили. Такая проверка даст вам сигнал о том услышал вас ребенок или нет. Детям нужно слышать одно и то же более одного раза.
Так вы можете одним взглядом «вернуть» ребенка «к реальности». Делайте это чаще. Взгляд может пробудить ребенка от грез, успокоить, остановить.
Это не наказание. Границы сдерживают и успокаивают. Делайте это последовательно, уверенно и просто. Не вступайте в сложные, силовые дискуссии о справедливости. Такие дискуссии и споры только отвлекают. Держите все под контролем.
Повесьте список на холодильник, на дверь в комнату ребенка, на зеркало в ванной. Часто обращайтесь к этому списку. Любые изменения в списке требуют предварительной подготовки. Детям трудно принять резкие или неожиданные перемены, это их путает. Помогите детям составить их собственный распорядок дня после школы, чтобы избежать одного из признаков — откладывания дел на потом.
Объявите заранее, что должно произойти, затем несколько раз предупредите дополнительно по мере приближения к моменту измененного действия.
Позволяйте ребенку выйти на короткое время из комнаты, если ему это необходимо и поможет прийти в себя. Так он научится таким важным вещам, как самоконтроль и саморегуляция.
Она помогает сохранить их на правильном пути, позволяет им знать, чего от них ожидают и достигли ли они поставленных целей, а также сильно поощряет и поддерживает. Отмечайте любые положительные поступки, даже самые малые, и говорите ребенку, что вы думаете.
Это один из важнейших методов обучения и воспитания детей. Длинные задания зачастую перегружают ребенка, и он отступает перед ними с чувством того, что «я никогда не смогу это сделать». Когда задание разбивают на составные части, которые можно выполнить по отдельности, каждая часть кажется достаточно маленькой, чтобы справиться с ней и выполнить ее. Это позволяет ребенку отложить в сторону ощущение перегрузки и неспособности выполнить задание. Обычно такие дети способны на большее, чем им кажется. Разбивая задание на мелкие части, вы позволяете ребенку доказать это самому себе.
Позволяйте себе шутить, быть оригинальными и экстравагантными. Вносите новизну. Детям нравится новизна. Они реагируют на нее с энтузиазмом. Это помогает сохранить внимание – как детское, так и ваше. Дети полны энергии – они любят играть. А больше всего они ненавидят скуку. «Воздействие» на них включает в себя так много скучных вещей: расписания, списки и правила. Покажите им, что все это не говорит о том, что вы скучный человек. Если вы позволите себе иногда немного «подурачиться», это очень поможет.
Подобно чайнику на плите, дети могут «перекипеть». Вы должны быть способны вовремя и быстро «притушить огонь». Наилучший способ справиться с беспорядком – это в первую очередь предотвратить его.
Дети переживают столько неудач, что им важна любая позитивная реакция. Похвала никогда не будет излишней: дети нуждаются в ней и выигрывают от нее. Им нравится, когда их поощряют. Они жаждут похвалы и растут от нее. Без нее они «вянут» и «сохнут». Одним из наиболее разрушительных аспектов является не сам дефицит внимания, а вторичный ущерб, наносимый их самооценке. Поэтому «поливайте» детей «от души» поощрением и похвалой.
У детей с нарушениями в эмоционально-волевой сфере и в поведении (непослушных, неорганизованных, недисциплинированных и др.) нередко есть проблемы с т.н. «активной памятью», которая представляет собой как бы свободное пространство на столе нашей памяти. Любые маленькие трюки, которые вы можете придумать, — намеки, подсказки, рифмы, коды и т.п. – могут весьма помочь улучшить память.
Поскольку для большинства детей наглядный метод лучше звукового, вы можете одновременно записать то, что вы говорите или собираетесь сказать. Такой вид систематизации может весьма помочь и расставит понятия по своим местам.
Чем меньше слов, тем больше шансов, что ребенок поймет. Используйте колоритную речь. Так же, как и цветное кодирование, колоритная речь помогает сохранить внимание.
Дети часто не понимают, что с ними происходит или как они себя ведут. Постарайтесь дать им эту информацию конструктивным путем. Спросите его, например: «Ты знаешь, что ты только что сделал?» или «Как ты думаешь, как бы ты мог сказать это по-другому?» или «Как ты считаешь, почему эта девочка опечалилась, когда ты сказал то, что сказал?» Задавайте вопросы, которые побуждают к самосозерцанию и самопониманию. Такое общение с ребенком развивает у детей самоанализ своих действий и поступков, ответственность за свое поведение.
Ничего не подразумевайте и ничего не предоставляйте случаю.
Система баллов может быть частью коррекции поведения или системы вознаграждений младших детей. Многие из них – маленькие предприниматели.
Многие дети кажутся равнодушными и эгоистичными, тогда как на самом деле они просто не научены взаимодействию. Это умение не всегда приходит само по себе ко всем детям, но его можно воспитать. Если у ребенка есть трудности в понимании социальных намеков, таких как язык жестов, выражение голоса, выбор времени и т.п., — к примеру, скажите: «Прежде чем ты расскажешь свою историю, попроси сначала послушать историю кого-то другого».
Мотивация улучшает поведение.
Давайте детям возможность придумать самим, как помнить о том, что надо сделать, или позволяйте им скорее попросить вашей помощи, чем вы скажете им, что они в ней нуждаются.
Хвалите, гладьте, одобряйте, поощряйте, лелейте.
Для этого вы можете использовать тишину или легкое постукивание палочкой. Держите ребенка во времени, указывайте на вещи, которые надо сделать, по мере того, как вам нужна его помощь.
При этом не раздражайтесь. Гнев не улучшит их память.
Один из лучших способов воздействия на детей – это физразминка (приседания, отжимания, танцевальные движения и др.), желательно энергичная. Физразминка помогает выплеснуть избыток энергии, сконцентрировать и переключить внимание, стимулирует определенные гормоны и химические реакции, что весьма полезно. Кроме всего, это еще и удовольствие.
Уважаемые родители!
Помните!
Родитель – это образец для подражания.
Основа эффективного воспитания детей – это положительный личный пример родителя.
педагог-психолог
отдела психолого-педагогической
коррекции дезадаптивных состояний
Хромова О. П.