К моменту поступления в школу дети достигают определённого уровня речевого развития. Результатом освоения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в рамках образовательной области «Развитие речи» является:
— сформированность навыков правильного звукопроизношения и различения звуков речи, сходных по акустико-артикуляционным признакам;
— владение нормами словообразования и словоизменения различных частей речи;
— достаточно обширный словарный запас;
— уровень представлений и понятий об окружающем мире, позволяющий построить связное высказывание, логическое обобщение, умозаключение;
— навыки проведения несложного звукового анализа;
— достаточный уровень познавательной активности.
Однако к 7 годам не все дети осваивают эти стандарты. С поступлением в школу особые трудности в усвоении основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку испытывают дети со стойкими нарушениями устной речи. Выпускники специализированных групп для детей с задержкой психического развития, с общим недоразвитием речи, с фонетико-фонематическим нарушением речи особенно нуждаются в логопедическом сопровождении в условиях школы, т.к. по различным причинам в условиях ДОУ нарушения корректируются часто не в полной мере.
Исследования, проведённые в лаборатории логопедии НИИ дефектологии АПН, установили зависимость между состоянием речевого развития ребёнка и возможностью усвоения им школьных знаний. Выявлено, что 1/3 обучающихся с нарушениями речи являются неуспевающими или слабоуспевающими по родному языку.
Основанием для организации в школе психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями, является заключение ПМПК о наличии нарушений в развитии. Поэтому родителям детей с проблемами в обучении необходимо проконсультироваться у специалистов нашего психолого-педагогического центра. Если родители связывают проблему в обучении с нарушением устной или письменной речи, следует обратиться к учителю-логопеду.
На консультацию логопеда необходимо принести:
— амбулаторную карту ребёнка для определения степени влияния состояния здоровья на обучаемость в школе;
— рабочие тетради по письму (по русскому языку) и тетради для проверочных работ для анализа специфических ошибок письма.
В ходе консультации учитель-логопед:
— изучает представленные документы;
— уточняет степень тяжести нарушения у ребёнка устной и письменной речи;
— указывает на признаки нарушения;
— объясняет причины нарушения;
— рекомендует способы устранения нарушений;
-знакомит с нормативными документами, указывающими на условия реализации права ребёнка с нарушениями в развитии речи на получение бесплатной логопедической помощи в условиях ГБОУ «Психолого-педагогический центр» или в своей образовательной организации.
Таким образом, по окончании консультации родители понимают, что им необходимо:
— подробнее ознакомиться с новым Законом об образовании в РФ (в той части, где говорится об образовании детей с ОВЗ, а именно с нарушениями речи) и Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
— пройти обследование ПМПК (предварительно подготовив медицинские справки и педагогическую характеристику с места учёбы) для получения права на бесплатную логопедическую помощь ребёнку;
— получить заключение ПМПК.
Учитель-логопед
отдела психолого-педагогической помощи
Л.В.Болонина