К моменту поступления в школу дети достигают определённого уровня речевого развития. Результатом освоения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в рамках образовательной области «Развитие речи» является:
— сформированность навыков правильного звукопроизношения и различения звуков речи, сходных по акустико-артикуляционным признакам;
— владение нормами словообразования и словоизменения различных частей речи;
— достаточно обширный словарный запас;
— уровень представлений и понятий об окружающем мире, позволяющий построить связное высказывание, логическое обобщение, умозаключение;
— навыки проведения несложного звукового анализа;
— достаточный уровень познавательной активности.
Однако к 7 годам не все дети осваивают эти стандарты. С поступлением в школу особые трудности в усвоении основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку испытывают дети со стойкими нарушениями устной речи. Выпускники специализированных групп для детей с задержкой психического развития, с общим недоразвитием речи, с фонетико-фонематическим нарушением речи особенно нуждаются в логопедическом сопровождении в условиях школы, т.к. по различным причинам в условиях ДОУ нарушения корректируются часто не в полной мере.
Исследования, проведённые в лаборатории логопедии НИИ дефектологии АПН, установили зависимость между состоянием речевого развития ребёнка и возможностью усвоения им школьных знаний. Выявлено, что 1/3 обучающихся с нарушениями речи являются неуспевающими или слабоуспевающими по родному языку.
Основанием для организации в школе психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями, является заключение ПМПК о наличии нарушений в развитии. Поэтому родителям детей с проблемами в обучении необходимо проконсультироваться у специалистов нашего психолого-педагогического центра. Если родители связывают проблему в обучении с нарушением устной или письменной речи, следует обратиться к учителю-логопеду.
На консультацию логопеда необходимо принести:
— амбулаторную карту ребёнка для определения степени влияния состояния здоровья на обучаемость в школе;
— рабочие тетради по письму (по русскому языку) и тетради для проверочных работ для анализа специфических ошибок письма.
В ходе консультации учитель-логопед:
— изучает представленные документы;
— уточняет степень тяжести нарушения у ребёнка устной и письменной речи;
— указывает на признаки нарушения;
— объясняет причины нарушения;
— рекомендует способы устранения нарушений;
-знакомит с нормативными документами, указывающими на условия реализации права ребёнка с нарушениями в развитии речи на получение бесплатной логопедической помощи в условиях ГБОУ «Психолого-педагогический центр» или в своей образовательной организации.
Таким образом, по окончании консультации родители понимают, что им необходимо:
— подробнее ознакомиться с новым Законом об образовании в РФ (в той части, где говорится об образовании детей с ОВЗ, а именно с нарушениями речи) и Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
— пройти обследование ПМПК (предварительно подготовив медицинские справки и педагогическую характеристику с места учёбы) для получения права на бесплатную логопедическую помощь ребёнку;
— получить заключение ПМПК.
Учитель-логопед
отдела психолого-педагогической помощи
Л.В.Болонина
Я настоящим ДАЮ свое СОГЛАСИЕ на обработку своих персональных данных в Территориальной психолого-педагогической комиссии ГБУ «ППЦ» г. о. Тольятти, к которым относятся:
Обработка персональных данных осуществляется исключительно в целях обеспечения соблюдения законов и иных нормативных правовых актов; содействия в реализации конституционного права на образование своего ребенка.
Я даю согласие на использование персональных данных с целью комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ОВЗ:
Подтверждаю свое согласие на следующие действия с указанными выше персональными данными.
Я настоящим ДАЮ свое СОГЛАСИЕ на обработку персональных данных своего ребенка в Территориальной психолого-педагогической комиссии ГБУ «ППЦ» г. о. Тольятти,
— данные, удостоверяющие личность ребенка (свидетельство о рождении или паспорт);
— данные о возрасте и поле;
— данные о гражданстве;
— данные медицинской карты, полиса обязательного/добровольного медицинского страхования;
— данные о прибытии и выбытии в/из образовательных организаций;
— Ф.И.О. родителя/законного представителя, кем приходится ребенку, адресная и контактная информация;
— сведения о попечительстве, опеке, отношении к группе социально незащищенных обучающихся; документы (сведения), подтверждающие право на льготы, дополнительные гарантии и компенсации по определенным основаниям, предусмотренным законодательством (ребенок-инвалид, родители-инвалиды, неполная семья, многодетная семья, патронат, опека, ребенок-сирота);
— форма получения образования ребенком;
— изучение русского (родного) и иностранных языков;
— сведения об успеваемости и внеурочной занятости (посещаемость занятий, оценки по предметам);
— данные Представления ППк образовательной организации;
— форма и результаты участия в ГИА;
— форма обучения, вид обучения, продолжение обучения после получения основного общего образования;
— отношение к группе риска, поведенческий статус, сведения о правонарушениях;
— данные о состоянии здоровья (сведения об инвалидности, о наличии хронических заболеваний, медицинское заключение об отсутствии противопоказаний/о рекомендациях к обучению в образовательной организации; данные медицинских обследований, медицинские заключения);
— сведения, содержащиеся в документах воинского учета.
Я даю согласие на использование персональных данных ребенка с целью комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ОВЗ:
— заполнения базы данных, обследуемых на ПМПК, формирование статистических аналитических отчетов.
Обработка персональных данных обучающегося осуществляется исключительно в целях обеспечения соблюдения законов и иных нормативных правовых актов; содействия ребенку в реализации его конституционного права на образование, трудоустройство, обеспечение его личной безопасности и безопасности окружающих; контроля качества обучения и обеспечения сохранности имущества.
Настоящее согласие предоставляется на осуществление любых действий в отношении персональных данных, которые необходимы или желаемы для достижения указанных выше целей, включая (без ограничений): сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе, передачу третьим лицам — территориальным органам управления образованием, государственным медицинским учреждениям, военкомату, отделениям полиции), обезличивание, блокирование, трансграничную передачу персональных данных, а также осуществление любых иных действий с моими персональными данными, предусмотренных действующим законодательством РФ.
Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия ГБУ «ППЦ» гарантирует, что обработка персональных данных осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Я проинформирован(а), что Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия будет обрабатывать персональные данные как неавтоматизированным, так и автоматизированным способом обработки. Данное Согласие действует до достижения целей обработки персональных данных ребенка на ПМПК.
Согласие на обработку персональных данных может быть отозвано мною путем направления в территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию письменного отзыва.
Согласен/согласна с тем, что Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия ГБУ «ППЦ» г. о. Тольятти обязана прекратить обработку персональных данных в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента получения указанного отзыва.
Я подтверждаю, что, давая такое Согласие, я действую по собственной воле.