В данной статье рассматриваются направления работы с не говорящими (плохо говорящими) детьми. Подвижные игры, лечебная физкультура и устное народное творчество включается в совместную деятельность ребёнок-родитель-педагог. Предлагаются игры-занятия, которые построены на основе воспитания подражания взрослому, решают задачи овладения речью и дальнейшего развития коммуникативных навыков.
Преодоление возможных рисков возникновения тяжёлых нарушений речевого развития проводится через максимальное вовлечение родителей в коррекционный процесс. Мамам и папам предлагается цикл занятий, которые направлены на работу с не говорящими и плохо говорящими детьми. Во время таких игровых сеансов ребёнок занимается вместе с мамой под руководством педагога, по его направлениям, рекомендациям. Коррекционная работа проводится два раза в неделю, включает в себя два занятия по 30 минут:
1) стимуляция речи через чистоговорки, музыкально-ритмические движения, игры с картинным материалом и игрушками, игры с языком, с символами букв;
2) окружающий мир через восприятие цвета, формы, величины, в процессе инсценировки сказок, конструирования, изодеятельности.
Дети данной категории обычно много двигаются, быстро утомляются, но и быстро восстанавливают силы. Поэтому предлагаем половину упражнений проводить в положении лёжа на полу. Заинтересованная деятельность ребёнок-родитель-педагог позволяет на занятиях активно использовать различные, даже неожиданные приёмы построения совместных игр. Например, сочетание лечебной физкультуры с народными детскими песенками. Задача для родителей в наших игровых сеансах заключалась в том, сумеет ли мама ввести своего малыша в этот чудесный мир поэзии и музыки, через который ребенку будет легче познавать окружающий мир, развивать речь, который помогает воспитывать духовно и физически. Ведь дети, выпестованные на руках мамы и папы обычно более здоровы, энергичны, подвижны, у них наблюдается более быстрое развитие всех возрастных функций. Проговоры, пропевание колыбельных песен, пестушек, потешек, прибауток проводятся с одновременным выполнением разновидностей массажных манипуляций и упражнениями лечебной физкультуры под руководством педагога. Эта задача решается учителем логопедом-дефектологом.
Далее мы предлагаем примерные сочетания упражнений лечебной физкультуры с народными детскими песенками.
Гимнастика ЛФК и «говорилки»:
Учитель-логопед
отдела психолого-педагогической помощи
С. М. Ященко