У детей, имеющих нарушения произношения часто имеются различные деформации в строении органов артикуляции (патология прикуса, неправильное строение неба и др.). В большинстве случаев у таких детей наблюдается нарушения функций мышц зубочелюстно-лицевой области, что не только отрицательно сказывается на фонетическом оформлении их речи, но и усугубляет уже имеющиеся у них аномалии зубочелюстной системы ротовой полости.
В логопедии в целях коррекции звукопроизношения применяется специальный комплекс упражнений – артикуляционная гимнастика. Но такой традиционный комплекс упражнений, используемый для исправления и устранения нарушений произношения малоэффективен для целенаправленного формирования или восстановления функций отдельных мышц, страдающих при патологиях прикуса.
Практика показывает, что необходимо включать в работу дополнительные упражнения определенной узкой направленности.
В логопедической работе по коррекции звукопроизношения у детей с патологиями строения органов артикуляции мы предлагаем использовать в сочетании с традиционной артикуляционной гимнастикой элементы миогимнастики, разработанной ортодонтами в целях формирования и нормализации функций мышц челюстно-лицевой области в процессе коррекции деформаций зубочелюстной системы ротовой полости.
Такой комплексный подход будет способствовать: во-первых, более быстрому и устойчивому формированию артикуляционных навыков детей, имеющих звукопроизносительные расстройства, осложненные деформациями строения органов артикуляции; во-вторых, целенаправленной коррекции патологического развития функций жевательных и мимических мышц, наблюдающегося при аномалиях зубочелюстной системы; в-третьих, при своевременной нормализации мышечных функций челюстно-лицевой области ускоренному продвижению ортодонтического лечения.
Предлагаем использовать следующие упражнения:
1. Для развития круговой мышцы рта.
Ребенок смыкает губы и надувает щеки, после чего прижимает к щекам кулаки и медленно выдавливает воздух через сжатые губы (2 варианта выхода – через центр губ и через углы губ);
При протрузии верхних фронтальных зубов ребенок надувает воздух под верхнюю губу, при мезиальном прикусе – под нижнюю;
Накусывание верхней губы при дистальном прикусе (прогнатия) и нижней губы при мезиальном прикусе (прогения);
Ребенок вытягивает нижнюю губу и охватывает ею верхнюю губу, затем верхней губой обхватывает нижнюю;
Рекомендуется свистеть, дуть на легко перемещающийся предмет. Можно использовать игру «Попади в ворота»: ребенок дует на легкий шарик, пытаясь загнать его в маленькие, игрушечные ворота;
Упражнение на удерживание между губами полоски плотной бумаги или клеенки: ребенок сжимает полоску в течение 3-5 минут во время выполнения домашних заданий или просмотра телепередач;
Ребенок набирает в рот воды и удерживает ее, не проглатывая и не разжимая губ.
Упражнение с сопротивлением. Ребенок закладывает согнутые мизинцы в углы рта и слегка растягивает их, сжимая губы и следя за тем, чтобы они не выворачивались.
Применение ватных валиков. Небольшие ватные валики закладываются в области переходной складки преддверия полости рта по обе стороны от уздечки верхней губы. Ребенок должен сомкнуть губы и произнести ряд фраз, содержащих звуки [п], [б], [м], для чего требуется смыкание губ.
Использование пуговиц. Две пуговицы диаметром 25-30 мм соединяют шнурком и располагают на расстоянии 15-18 см друг от друга. Одну пуговицу ребенок захватывает губами, а другую берет правой рукой и натягивает шнур.
2. Для развития мышц, регулирующих положение нижней челюсти.
При дистальном прикусе ребенок медленно выдвигает нижнюю челюсть вперед до тех пор, пока режущий край нижних резцов не устанавливается впереди верхних. В таком положении нижняя челюсть удерживается в течение 10 сек, затем медленно устанавливается в исходное положение. Это упражнение ребенок выполняет затем с поворотом головы сначала вправо, затем влево.
При мезиальном прикусе ребенок открывает рот и медленно закрывает его, смещая нижнюю челюсть назад, и устанавливает передние зубы в краевом смыкании. Такое положение удерживается в течение 4-8 сек. Облегченный вариант выполнения упражнения – движение челюсти с запрокидыванием головы назад.
Упражнение для мышц, поднимающих нижнюю челюсть – прикусывание палочки. На деревянную палочку надевают резиновую трубку, прокладывают ее между боковыми зубами ребенка и удерживают в таком положении. Ребенок сжимает и разжимает зубы, постепенно перемещая палочку по зубному ряду.
Такие упражнения необходимо так же сочетать с логопедическим массажем, что позволит ускорить сроки коррекции звукопроизношения, качественно улучшив систему комплексного воздействия, и повысит эффективности ортодонтического лечения и логопедической работы в целом.
Учитель-логопед ГБОУ «ППЦ»
Сургучева С.Н.
Я настоящим ДАЮ свое СОГЛАСИЕ на обработку своих персональных данных в Территориальной психолого-педагогической комиссии ГБУ «ППЦ» г. о. Тольятти, к которым относятся:
Обработка персональных данных осуществляется исключительно в целях обеспечения соблюдения законов и иных нормативных правовых актов; содействия в реализации конституционного права на образование своего ребенка.
Я даю согласие на использование персональных данных с целью комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ОВЗ:
Подтверждаю свое согласие на следующие действия с указанными выше персональными данными.
Я настоящим ДАЮ свое СОГЛАСИЕ на обработку персональных данных своего ребенка в Территориальной психолого-педагогической комиссии ГБУ «ППЦ» г. о. Тольятти,
— данные, удостоверяющие личность ребенка (свидетельство о рождении или паспорт);
— данные о возрасте и поле;
— данные о гражданстве;
— данные медицинской карты, полиса обязательного/добровольного медицинского страхования;
— данные о прибытии и выбытии в/из образовательных организаций;
— Ф.И.О. родителя/законного представителя, кем приходится ребенку, адресная и контактная информация;
— сведения о попечительстве, опеке, отношении к группе социально незащищенных обучающихся; документы (сведения), подтверждающие право на льготы, дополнительные гарантии и компенсации по определенным основаниям, предусмотренным законодательством (ребенок-инвалид, родители-инвалиды, неполная семья, многодетная семья, патронат, опека, ребенок-сирота);
— форма получения образования ребенком;
— изучение русского (родного) и иностранных языков;
— сведения об успеваемости и внеурочной занятости (посещаемость занятий, оценки по предметам);
— данные Представления ППк образовательной организации;
— форма и результаты участия в ГИА;
— форма обучения, вид обучения, продолжение обучения после получения основного общего образования;
— отношение к группе риска, поведенческий статус, сведения о правонарушениях;
— данные о состоянии здоровья (сведения об инвалидности, о наличии хронических заболеваний, медицинское заключение об отсутствии противопоказаний/о рекомендациях к обучению в образовательной организации; данные медицинских обследований, медицинские заключения);
— сведения, содержащиеся в документах воинского учета.
Я даю согласие на использование персональных данных ребенка с целью комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ОВЗ:
— заполнения базы данных, обследуемых на ПМПК, формирование статистических аналитических отчетов.
Обработка персональных данных обучающегося осуществляется исключительно в целях обеспечения соблюдения законов и иных нормативных правовых актов; содействия ребенку в реализации его конституционного права на образование, трудоустройство, обеспечение его личной безопасности и безопасности окружающих; контроля качества обучения и обеспечения сохранности имущества.
Настоящее согласие предоставляется на осуществление любых действий в отношении персональных данных, которые необходимы или желаемы для достижения указанных выше целей, включая (без ограничений): сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе, передачу третьим лицам — территориальным органам управления образованием, государственным медицинским учреждениям, военкомату, отделениям полиции), обезличивание, блокирование, трансграничную передачу персональных данных, а также осуществление любых иных действий с моими персональными данными, предусмотренных действующим законодательством РФ.
Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия ГБУ «ППЦ» гарантирует, что обработка персональных данных осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Я проинформирован(а), что Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия будет обрабатывать персональные данные как неавтоматизированным, так и автоматизированным способом обработки. Данное Согласие действует до достижения целей обработки персональных данных ребенка на ПМПК.
Согласие на обработку персональных данных может быть отозвано мною путем направления в территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию письменного отзыва.
Согласен/согласна с тем, что Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия ГБУ «ППЦ» г. о. Тольятти обязана прекратить обработку персональных данных в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента получения указанного отзыва.
Я подтверждаю, что, давая такое Согласие, я действую по собственной воле.