У детей, имеющих нарушения произношения часто имеются различные деформации в строении органов артикуляции (патология прикуса, неправильное строение неба и др.). В большинстве случаев у таких детей наблюдается нарушения функций мышц зубочелюстно-лицевой области, что не только отрицательно сказывается на фонетическом оформлении их речи, но и усугубляет уже имеющиеся у них аномалии зубочелюстной системы ротовой полости.
В логопедии в целях коррекции звукопроизношения применяется специальный комплекс упражнений – артикуляционная гимнастика. Но такой традиционный комплекс упражнений, используемый для исправления и устранения нарушений произношения малоэффективен для целенаправленного формирования или восстановления функций отдельных мышц, страдающих при патологиях прикуса.
Практика показывает, что необходимо включать в работу дополнительные упражнения определенной узкой направленности.
В логопедической работе по коррекции звукопроизношения у детей с патологиями строения органов артикуляции мы предлагаем использовать в сочетании с традиционной артикуляционной гимнастикой элементы миогимнастики, разработанной ортодонтами в целях формирования и нормализации функций мышц челюстно-лицевой области в процессе коррекции деформаций зубочелюстной системы ротовой полости.
Такой комплексный подход будет способствовать: во-первых, более быстрому и устойчивому формированию артикуляционных навыков детей, имеющих звукопроизносительные расстройства, осложненные деформациями строения органов артикуляции; во-вторых, целенаправленной коррекции патологического развития функций жевательных и мимических мышц, наблюдающегося при аномалиях зубочелюстной системы; в-третьих, при своевременной нормализации мышечных функций челюстно-лицевой области ускоренному продвижению ортодонтического лечения.
Предлагаем использовать следующие упражнения:
1. Для развития круговой мышцы рта.
Ребенок смыкает губы и надувает щеки, после чего прижимает к щекам кулаки и медленно выдавливает воздух через сжатые губы (2 варианта выхода – через центр губ и через углы губ);
При протрузии верхних фронтальных зубов ребенок надувает воздух под верхнюю губу, при мезиальном прикусе – под нижнюю;
Накусывание верхней губы при дистальном прикусе (прогнатия) и нижней губы при мезиальном прикусе (прогения);
Ребенок вытягивает нижнюю губу и охватывает ею верхнюю губу, затем верхней губой обхватывает нижнюю;
Рекомендуется свистеть, дуть на легко перемещающийся предмет. Можно использовать игру «Попади в ворота»: ребенок дует на легкий шарик, пытаясь загнать его в маленькие, игрушечные ворота;
Упражнение на удерживание между губами полоски плотной бумаги или клеенки: ребенок сжимает полоску в течение 3-5 минут во время выполнения домашних заданий или просмотра телепередач;
Ребенок набирает в рот воды и удерживает ее, не проглатывая и не разжимая губ.
Упражнение с сопротивлением. Ребенок закладывает согнутые мизинцы в углы рта и слегка растягивает их, сжимая губы и следя за тем, чтобы они не выворачивались.
Применение ватных валиков. Небольшие ватные валики закладываются в области переходной складки преддверия полости рта по обе стороны от уздечки верхней губы. Ребенок должен сомкнуть губы и произнести ряд фраз, содержащих звуки [п], [б], [м], для чего требуется смыкание губ.
Использование пуговиц. Две пуговицы диаметром 25-30 мм соединяют шнурком и располагают на расстоянии 15-18 см друг от друга. Одну пуговицу ребенок захватывает губами, а другую берет правой рукой и натягивает шнур.
2. Для развития мышц, регулирующих положение нижней челюсти.
При дистальном прикусе ребенок медленно выдвигает нижнюю челюсть вперед до тех пор, пока режущий край нижних резцов не устанавливается впереди верхних. В таком положении нижняя челюсть удерживается в течение 10 сек, затем медленно устанавливается в исходное положение. Это упражнение ребенок выполняет затем с поворотом головы сначала вправо, затем влево.
При мезиальном прикусе ребенок открывает рот и медленно закрывает его, смещая нижнюю челюсть назад, и устанавливает передние зубы в краевом смыкании. Такое положение удерживается в течение 4-8 сек. Облегченный вариант выполнения упражнения – движение челюсти с запрокидыванием головы назад.
Упражнение для мышц, поднимающих нижнюю челюсть – прикусывание палочки. На деревянную палочку надевают резиновую трубку, прокладывают ее между боковыми зубами ребенка и удерживают в таком положении. Ребенок сжимает и разжимает зубы, постепенно перемещая палочку по зубному ряду.
Такие упражнения необходимо так же сочетать с логопедическим массажем, что позволит ускорить сроки коррекции звукопроизношения, качественно улучшив систему комплексного воздействия, и повысит эффективности ортодонтического лечения и логопедической работы в целом.
Учитель-логопед ГБОУ «ППЦ»
Сургучева С.Н.