В настоящее время в связи со снижением уровня жизни большинства семей, увеличением случаев осложнения беременности и родов, с уменьшением количества рождения здоровых детей наблюдается тенденция повышения процента детей с задержкой развития, нуждающихся в специальной педагогической поддержке. С.Ф.Суворова в журнале «Директор школы» в своей статье «Коррекционная школа — проблема детей или всего общества» приводит следующие сведения: «По статистике Министерства образования РФ минимальное количество детей, которые постоянно нуждаются в коррекционной помощи — 1млн.600тыс. человек, но имеют возможность её получить только 500 тыс. По данным ЮНЕСКО в России на 30 млн. детей примерно 2,5-3,5 млн. временно или постоянно нуждаются в специальной педагогической поддержке. Из них 80-85% не получают или не могут получить её».
Современная семья живёт сейчас в обстановке нестабильности, тревоги, неуверенности в завтрашнем дне. Большинство детей воспитываются в неблагоприятных социальных условиях — эмоциональное отчуждение матери и дитя, конфликтные отношения в семье, некомпетентность родителей в вопросах воспитания и обучения ребёнка. Не находя поддержки своих родителей, дети остаются наедине со своими проблемами. Их развитие замедляется и становится всё более выраженным.
Таким образом, психолого-педагогическая помощь родителям в организации эффективного взаимодействия с собственным ребёнком является очень актуальной.
В Отдел ранней помощи ГБОУ «Психолого-педагогический центр» г.о. Тольятти обращаются родители детей 1,5 – 3-х лет с одной и той же проблемой: «Мой ребенок всё понимает, только очень мало говорит». В ходе диагностики и консультирования выясняется, что у ребёнка выраженная задержка речевого развития. Это так называемые безречевые дети, у которых отмечается наличие вокализаций, звукокомплексов, цепочек слогов, эмоциональных восклицаний, отдельных звукоподражаний и 5-10 нечётко произносимых обиходных слов. Такая «речь» не способствует полноценному развитию интеллектуальной и коммуникативной сфер.
Формирование общеупотребительной речи у ребёнка происходит постепенно. Когда младенцу исполнится 1,5-2 месяца он меньше плачет, начинает улыбаться, у него появляется больше разнообразных звуков. Это значит, что он перешёл на новый этап в своём развитии — стадия плача сменяется стадией гуления (звуковое выражение ребёнком положительного эмоционального состояния). Для того чтобы малыш гулил, нужно, чтобы он был сытым, сухим и здоровым, чтобы взрослые с ним общались.
Во время занятий с малышом необходимо вызвать «комплекс оживления», когда он улыбается, смотрит на мать, радуется, двигая ручками и ножками. Очень важен зрительный контакт матери и ребёнка. Эмоциональный контакт устанавливается благодаря чуткому отношению матери к ребёнку. Материнский голос изменяется в процессе общения. Он становится более высоким (тонким), по звучанию напоминает детский, мелодичный, певучий, меняющийся по громкости, интонационно выразительный. В этом случае ребёнок улыбается и воркует, произносит больше звуков.
Стадия гуления продолжается до 5-6 месяцев. Во втором полугодии жизни ребёнка стадия гуления сменяется стадией лепета. Процесс усложнения звукового репертуара идёт постепенно. Период с простым лепетом (более длительным произнесением гласного или согласного звука) длится до 7-8 месяцев. Ещё через 1,5-2 мес. ребёнок начинает повторять одинаковые слоги, создавая длинные цепочки (ба-ба, па-па, ма-ма). Постепенно он расширяет число произносимых звуков, комбинирует их, варьирует интонацией. А это приводит к тому, что ребёнок начинает повторять за взрослыми их интонации.
В лепете можно услышать много разных звуков: согласные б, бь, п, пь, м, мь, г, гь, к, кь, гласные а, э. Очень важно, чтобы у ребёнка наблюдалась динамика усложнения лепета. Постепенно лепет становится всё более разнообразным. Ребёнок может лепетать наедине с собой, находясь с матерью или с другими взрослыми. Кажется, что он играет со звуками. Но для формирования полноценной речи необходимы разговоры с родителями. Для развития речевого подражания используется основной обучающий приём – речевые переклички, когда мать издаёт отдельные звуки (звукосочетания) или слоги (цепочки слогов), акцентируя определённый гласный или согласный звук, а ребёнок повторяет за ней то, что услышал. После того, как вы произносится многократно звукосочетание, нужно сделать паузу, как бы ожидая ответа. Это важно для создания очерёдности. Радостное повторение мамой за своим ребёнком стимулирует малыша.
При обучении навыкам речевого общения надо учитывать интересы ребёнка. Необходимо совершать по очереди с малышом различные действия, мимические движения, используя жесты, произносить звуки, копируя голосовые реакции малыша и побуждая его повторять звуки, которые произнес взрослый. Задача матери вызвать у малыша ответную речевую реакцию.
Лепет появляется у всех детей в одно и то же время вне зависимости от их физического здоровья и социально-экономического статуса семьи. Но если мама не поддерживает формирующийся навык, развитие речи затормаживается, постепенно формируется задержка речевого развития. В таких случаях матери говорят: «Мой ребёнок говорил, а потом перестал».
Развитием речи своего малыша мать должна заниматься постоянно в течение всего дня. В одном случае это специально организованное занятие, а в другом — во время ухода за ребёнком или при выполнении своих домашних дел, не выпуская его из виду. Когда малыш хорошо повторяет за матерью, это означает, что он хорошо обучаемый, что его речевое развитие будет проходить в рамках возрастной нормы.
Заключительную стадию лепета (с 9 мес.) называют словесным лепетом. Появляются сложные звукосочетания: агу, ата, аба; бабаб, татат и др. К концу года можно услышать «слова», например «ба-ба», «ма-ма». Такие конструкции, напоминающие слова называются словесным лепетом. Нужно стимулировать малыша к произнесению этих слов. Но повторяя одно из слов, ребёнок будет обозначать им и маму, и папу, и бабушку. Лепет — это ещё не речь. Как только слово будет привязано к конкретному человеку в конкретной ситуации (на вопрос «Где мама?» ребёнок тянет руки именно к маме, а не к папе), то можно считать, что это слово малышом освоено. В это время желательно посоветовать матери завести словарик произносимых её ребёнком слов. Записывая каждый раз новое слово, она будет знать, что умеет говорить малыш, какова динамика роста активного словарного запаса.
Какие слова будет использовать ребёнок, полностью зависит от взаимодействия его с родными и близкими. Не следует, играя с малышом, говорить сложные названия. Он их всё равно не запомнит и не повторит. Поэтому необходимо стимулировать звукоподражательные слова, обозначающие:
— предметы (машина=би-би, часы=тик-так, птичка=гули-гули и т.д.);
— действия предметов (идёт=топ-топ, есть=ням-ням, пить=пи-пи и др.);
— качества предметов (большой — ребёнок говорит о-о, плохой — айяяй);
— некоторые наречия: тихо — цс…, горячо — фа (дуем на горячую кашу — ф…),
вкусно — мнца (причмокивать губами и языком).
Разговаривая с ребёнком,нужнособлюдать некоторыеправила. Брать ребёнка так, чтобы он видел лицо взрослого. Общаться «лицом к лицу», «глаза в глаза».
Обращаться к ребёнку по имени, чтобы он запомнил и реагировал, когда его зовут. Варьировать интонации. Изменчивостью голоса привлекать внимание ребёнка, стимулируя к общению. Играя с ребёнком, необходимо повторять многократно слова, растягивать и выделять их интонацией, тем самым стимулируя малыша к подражанию. Повторяя за ребёнком звуки и звукосочетания, задавать вопросы и делать паузу, как бы ожидая ответа, давать ему время для подготовки. Следить за чёткостью своей дикции, говорить достаточно громко. Растягивать гласные в словах, произнося их утрированно: «а»-открыть широко рот, «и»- растянуть губы в улыбку, «у»- сильно вытянуть губы вперёд. Обращать внимание на произношение согласных, указывая пальцем на свои губы (на их участие в произношении звуков М, Мь, Б, Бь, П, Пь) на язык, который стучит по зубам при произнесении звуков Т, Ть, Д, Дь, Ль. Упрощать свои высказывания, чтобы облегчить их понимание ребёнком. Задавать вопросы Кто это? Что это? Где? Это важно для познания ребёнком окружающего мира. Декламировать стихи, песенки-потешки, напевать детские песни. Таким образом, создается богатая речевая среда, стимулирующая развитие речи ребенка.
Очень важно хвалить малыша за каждое новое слово. Главное, на что нужно обращать внимание, — это наличие увеличения словарного запаса. Если на втором году жизни ребёнка не появляются новые слова, это может быть поводом для беспокойства.
Далее нужно постепенно переходить к обучению произношению ребенком общеупотребительных коротких слов: утя, зая, киса и др. Одновременно необходимо формировать фразы из двух, потом из трёх слов, выстраивая диалог: — Мама, дай! — Катя, на!; — Катя, дай мяч! — Мама, на мяч!
Когда в речи ребёнка звукоподражательных слов становится много (более 50), происходит резкий скачок в развитии словаря. Может показаться, что малыш повторяет всё, что слышит. Он много говорит во время игры. Это происходит после 1,5 лет, чаще к 1г. 9мес.
На третьем году жизни ребёнок переходит к многословным предложениям. Главным достижением его становится усвоение грамматических конструкций. Необходимо исправлять ошибки в речи малыша, но делать это нужно тактично. Если ребёнок обидится, то доверительные отношения с ним будут нарушены. Только при систематическом общении с ребёнком можно получить положительный результат: научить его правильно произносить звуки, слова, фразы, а в дальнейшем пользоваться речью.
Специалисты ГБОУ «ППЦ», сопровождая малышей с нарушениями речи, консультируют и обучают родителей своевременно оказывать помощь своим детям. Активное взаимодействие педагога и родителей помогает предупредить тяжёлые отклонения в развитии.
Болонина Л.В., Богатырева С.Ю., Комарчева Т.Е. (Специалисты отдела ранней помощи)