Подростковая жестокость – это тема, которая становится все актуальнее в России. С каждым годом фиксируется все больше случаев проявления жестокости среди подростков. Часто действия юношей и девушек просто выходят за рамки разумного. К сожалению, в нашу жизнь вошло такое понятие как моббинг.
Этот термин введен доктором Ханц Лейманом в начале 1980-х. Изучая отношения между служащими в Швеции Лейман дал следующее определение моббингу: «систематически повторяющееся враждебное и неэтичное отношение одного или нескольких людей, направленное против другого человека, в основном одного». К вариантам поведения характерным для моббинга Х. Лейман отнес: клевету, непрекращающуюся критику, социальную изоляцию, утаивание информации, высмеивание, распространение необоснованных слухов и ещё около сорока вариантов поведения.
Моббинг (травля) в школе – проблема, с которой сталкиваются очень многие. Известно, что травля приводит к тяжелейшим последствиям, однако нередко остается без внимания учителей и других взрослых.
Случается, что даже если учителя и замечают переживания ученика-жертвы, то часто они не обладают соответствующими компетенциями для оказания помощи. При этом последствия для ребенка могут носить самый драматичный характер: ухудшается социально-психологический климат в классе, у жертв моббинга появляются жалобы психосоматического характера, они начинают испытывать чувство социальной изоляции, депрессию, снижается успеваемость – это лишь некоторые, но весьма существенные симптомы изменений, происходящих в классе. Таким образом, моббинг может иметь следующие последствия:
— Низкая самооценка и её последствия;
— Ухудшение здоровья;
— Одиночество;
— Агрессия;
— Невротические заболевания;
— И даже мысли об убийстве или самоубийстве.
Выражаться моббинг может прямо или косвенно. Может проявляться физически, например, в виде побоев, вербально – в виде оскорблений, или в отношениях, например, в виде бойкота или изоляции человека. К проявлениям насилия относят: подтрунивание, запугивание или насмешки над жертвой, отказ от совместной с ним работы, демонстрацию неприязни (отворачивание головы в сторону), игнорирование или угрозы. В отношении жертвы могут совершаться следующие действия: ее толкают, бьют, отбирают или ломают личные вещи, распространяют слухи и сплетни, а также клевещут и распространяют компрометирующую информацию в сети Интернет (кибермоббинг). Порой используется шантаж, чтобы на продолжительное время исключить жертву из группы и изолировать ее. Объектом нападения у жертвы может служить ее тело, психоэмоциональное состояние или имущество. Итак, выделяют следующие виды моббинга:
— Обзывание;
— Придирки;
— Насмешки;
— Толкание;
— Дразнение;
— Клевета, наговоры и ложные слухи;
— Бойкот;
— Кибермоббинг (намеренные оскорбления, угрозы, домогательства и сообщение другим компрометирующих данных с помощью современных средств коммуникации).
Мальчики и девочки пользуются разными формами моббинга. Если мальчики чаще прибегают к физическому моббингу (пинки, толчки и т.п.), то девочки охотнее пользуются косвенными формами давление (распространение слухов, исключение из круга общения).
Согласно исследованиям британских психологов, моббинг имеет место, когда травля ученика одним или несколькими одноклассниками повторяется неоднократно, т.е. этот ученик длительное время испытывает негативное отношение к себе, и при этом он слабее своих обидчиков. В других случаях проявления агрессии речь может идти не о моббинге, а о конфликте. Например, если интересы равных по силе учеников сталкиваются однократно, или если агрессия против некоего индивида носила ситуативный характер.
Алгоритм действий при выявленных случаях моббинга.
Вмешательство – это действия, которые предпринимаются при выявлении моббинга:
— Необходимо решить актуальную проблему (прекратить насилие).
— Эффективное вмешательство в ситуацию травли оказывает сильное профилактическое воздействие на атмосферу в школе.
Необходимо в самом начале поговорить с тем, кто подвергается травле. Важно провести беседу перед работой с преследователями.
— Разговор начать с констатации факта и сообщения об оказании поддержки и о том, что будет предпринято. Попросить подготовиться к следующей встрече для более подробной беседы.
— Важно предупредить жертву о том, что состоится разговор с преследователями.
— Необходимо соблюдать анонимность и быть корректным.
— Нужно пообещать, что вопрос будет изучен. Родители будут поставлены в известность о мерах, принятых в ОУ по предотвращению насилия.
— Необходимо узнать все подробности, известные им.
— Важно предупредить родителей, чтобы не предпринимали самостоятельных действий.
— Дать рекомендации о том, как поддержать ребенка.
— Важно первый разговор проводить с каждым в отдельности (исключить поддержку группы).
— Беседы с преследователями должны происходить одна за другой (предупредить общение между собой).
— Индивидуальная беседа должна быть короткой (5 минут).
— Необходимо собрать родителей до того как ребенок изложит свою версию.
— Общая встреча: предоставление информации о мерах, предпринятых по предотвращению моббинга, о том, что далее будут проводится встречи с родителями и беседы с детьми.
— Возможны индивидуальные встречи.
— Возможно присутствие директора.
— После бесед с вовлеченными учащимися можно провести беседу с классом, иногда сразу после бесед с преследователями (нужно сказать им об этом).
— Учитель информирует класс о происходящем, называет вовлеченных учеников, сообщает о том, что сделано и какие договоренности достигнуты.
— Варианты и сроки проведения беседы с классом зависят от внутренней готовности жертвы и ситуации.
— Подведение итогов каждой индивидуальной беседы. Подтверждение решения каждого учащегося о прекращении моббинга и помощи жертве.
— Сообщить о том, что согласно закону об образовании родители будут оповещены о том, что произошло и о договоренности (помочь жертве).
— Важно сообщить о месте, времени и теме следующей встречи. Далее предупредить о дальнейших встречах.
— В конце беседы важно «предварить» соблазн сорвать договоренности, проговорить о том, что вы знаете, как они могут себя вести друг перед другом.
— Вначале рассказать о своем разговоре с родителями.
— Обсуждение разговора учеников с родителями.
— Необходимо, чтобы дети знали о том, что учителя и директор следят за ситуацией.
— Важно расспросить ребят, как идут дела.
Предупредить их о том, что об этом разговоре узнают педагоги и директор. — Важно поддерживать отвечающего: «Да, я знаю об этом».
— Обращение к преследователям с напоминанием о договоренности.
— Затем важно опросить жертву о состоянии дел с ее точки зрения.
— Тот же вопрос задается каждому преследователю.
— Поблагодарить тех, кто проявил доброжелательность к жертве и сообщить, что каждый будет опрошен на следующей встрече о способах помощи.
— Предупредить, что педагоги, родители и директор будут поставлены в известность об изменениях в поведении преследователей – закрепить мотивацию изменений поведения.
— Общая встреча родителей обеих сторон конфликта имеет огромное значение. Она не только поможет прекращению конфликта, но и сближению жертвы с другими учениками.
— Такая встреча требует серьезной предварительной работы с родителями.
— Важно, чтобы разговор был конструктивным: как преодолеть насилие и жестокость в отношениях детей.
Общая встреча с родителями обеих сторон конфликта и преследователями.
— Директор лично проводит встречу. На ней присутствует классный руководитель (куратор) и иногда представитель полиции.
— Директор представляет собравшимся позицию школы, знакомит с правами и обязанностями администрации о пресечении нарушений прав учащихся. Затем он излагает дело, используя слова преследователей.
— Затем приглашает к диалогу: важно, чтобы все пришли к выводу, что происходящее важно остановить.
— Далее оговариваются дальнейшие меры.
В редких случаях, когда моббинг не прекращается, необходимо сообщить преследователю о возможных санкциях.
— Родителей предупреждают о возможных санкциях заранее.
— Санкции должны быть индивидуальны и негативны для каждого (нельзя выходить из аудитории, нельзя ходить в те зоны ОУ, где может происходить моббинг).
— Санкций должно быть 2-3, так, чтобы с каждой новой воздействие усиливалось.
— Все санкции должны быть в рамках закона и этических норм.
— Жертва. Полезно создать условия, при которых ребенок мог бы отличиться и позитивно проявить себя по отношению к другим учащимся (помощь психологической службы).
— Преследователи. Лучшее решение остановить моббинг (не взваливая вину на жертву) – профилактика асоциального поведения, контроль за поведением (работа социально-психологической службы).
Итак, моббинг многолик, он может выражаться в форме оскорбительных замечаний, физического насилия или равнодушия — вплоть до игнорирования. Жертвы чаще всего одиноки, а те, кто издевается над ними, держатся в группе. У моббинга, кроме действующих лиц, всегда есть сторонние наблюдатели, которые опасаются вмешиваться в ход событий. Главное, чтобы наши дети поняли, что было бы не интересно жить среди клонов, похожих друг на друга, у которых одинаковые эмоции, мысли и увлечения. Мир становится ярким и удивительным, если нас окружают непохожие друг на друга люди.
Составитель статьи:
Социальный педагог
Кравцова И. С.