Взаимная игра матери и ребенка
открывает область, которую
можно назвать «общей землей».
Это место, способное стать
символом доверия и союза.
Д. В. Винникотт
В последнее время увеличивается количество обратившихся за комплексной медико-психолого-педагогической помощью родителей, имеющих детей младенческого возраста. Потребность в оказании специальной психологической помощи матерям, воспитывающим детей с нарушениями в развитии, возникает из-за огромного числа разнообразных проблем, с которыми они повседневно встречаются. Часто это связано с тем, что у детей проявляются различные соматические заболевания, которые могут оказывать неблагоприятное влияние на их дальнейшее развитие. Вследствие этого возникла необходимость составления тренинговой программы, направленной на профилактику нарушений в развитии детей младенческого возраста.
Актуальность разработки программы социально-профилактического тренинга для матерей, воспитывающих детей младенческого возраста, обусловлена тем, что современная семья, в которой воспитывается ребенок с отклонениями в развитии, на данный момент не всегда справляется с ролью базовой структуры, обеспечивающей максимально благоприятные условия для его развития и воспитания.
Семья — это место, в котором ребенок не только живет, но и в котором формируются его нравственные качества, отношение к людям и к окружающему миру. В современных исследованиях выявлена прямая зависимость влияния семейного фактора на особенности развития ребенка: чем сильнее проявляется семейное неблагополучие, тем более выражены нарушения развития у ребенка. И наоборот, гармоничная внутрисемейная атмосфера, учитывающая особенности и потребности ребенка, благоприятно влияет на его развитие, способствует адекватному определению и реализации в жизни. Такой подход к воспитанию требует от родителей определенного объема знаний, способствующих пониманию потребностей и возможностей ребенка. Они также должны владеть практическими навыками, позволяющими грамотно общаться с ребенком и воспитывать его.
Теоретико-методологическим обоснованием для разработки программы социально-профилактического тренинга стали известные утверждения отечественной психологической науки. Одним из них является положение об определяющей роли социальных условий в психическом развитии ребенка и о специфическом пути развития ребенка как особом процессе присвоения социально-культурного опыта во взаимодействии с миром взрослых (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). Социальная среда (в данном случае внутрисемейная атмосфера) выступает не просто как внешнее условие, а как источник развития ребенка. В процессе взаимодействия ребенка со взрослыми возникают, развиваются и интериоризируются различные формы психической деятельности (A.H. Леонтьев), а также зарождаются и формируются личностные качества.
Реализация программы социально-профилактического тренинга, направленная на оказание психологической помощи матерям и их детям, позволяет через обучение методам и приемам эффективного взаимодействия, включающих игры и упражнения на развитие восприятия, простейших предметных действий, крупной и мелкой моторики у детей, предупредить нарушения в развитии детей.
Занятия носят комплексный характер и состоят из вводной, основной и заключительной частей.
Вводная часть представляет собой проведение ритуала приветствия, когда все участники встают в круг и водят хоровод, а также проведение двигательных игр-разминок (на снятие напряжения) и пальчиковой гимнастики. Это позволяет участникам настроиться на групповую работу в благоприятной эмоциональной обстановке.
В основной части используются различные развивающие игры и упражнения, совместные рисунки как элементы арт-терапии, подвижные игры, направленные на развитие познавательной сферы посредством формирования простейших предметных действий у детей, развитие мелкой и крупной моторики и укрепление взаимоотношений матерей и их детей.
Заключительная часть занятия состоит из музыкальной релаксации с использованием больших мячей, направленной на расслабление, и анализа полученной информации, обсуждения и обмена мнениями. В результате использования на тренинговых занятиях таких методов и приемов как наблюдение, элементы арт-терапии, дидактические и подвижные игры, музыкальная релаксация, пальчиковая гимнастика у детей активизируется развитие познавательной и психоэмоциональной сфер.
Также в ходе проведения тренинговых занятий повышается уровень информированности матерей об особенностях развития детей данного возраста посредством проведения мини-бесед, показа способов взаимодействия. Использование музыки и рисования, создание благоприятной эмоциональной обстановки и сплочение группы, наличие возможности обсудить наиболее интересующие вопросы способствуют оптимизации эмоционального состояния у матерей, участвующих в данном тренинге и как следствие стабилизации настроения у их детей, что также благотворно влияет на познавательное и личностное развитие. Это подтверждается результатами проведенных диагностических мероприятий после окончания курса тренинговых занятий.
В ходе проведения занятий много внимания уделяется совместной деятельности матери и ребенка, что является важнейшим и необходимым условием для полноценного развития и обучения и зависит от стиля взаимоотношений со своим ребенком. Характер этих отношений во многом определяется особенностями восприятия матери личности ребенка, его индивидуальных особенностей и потребностей. Это требует определенных эмоциональных затрат, духовных усилий, достаточного объема знаний и умений в области педагогики и детской психологии.
Формирование позитивной воспитательской позиции по отношению к своему ребенку позволяет более успешно сотрудничать с ним, выстраивая отношения на уважении к его личности, удовлетворении потребностей с учетом его психофизических возможностей, одаривая теплом, вниманием и любовью, что позволит обеспечить дальнейшую социальную адаптацию и подготовить к будущей взрослой жизни.
Именно поэтому, матери являются активными участниками на занятиях, а не посторонними наблюдателями, полностью погружаются в процесс и учатся понимать и принимать своих детей такими, какие они есть, организуя и создавая для них здоровую, эмоционально безопасную развивающую среду.
Список литературы
педагог-психолог ОРП
Мусилович Татьяна Анатольевна