Часть 1. Как подготовить и провести познавательную игру?
Настольная игра – игра, основанная на действиях относительно небольшим набором предметов, которые могут целиком разместиться на столе или в руках играющих. Это делает её оптимальной с точки зрения экономии пространства для занятий.
Универсальной настольной игрой, с помощью которой педагог может решать любые задачи на своем уроке является игра-ходилка, относящаяся к одному из старейших классов настольных игр. Организационная цель игры — провести свою фишку (несколько фишек) по заготовленному маршруту. Расстояние, на которое игрок может продвинуть свою фишку, определяется броском игральной кости. Обычно в игре присутствуют дополнительные правила, дающие выгоды или наказания игрокам, чья фишка попала на определённое поле.
В играх с фишками и кубиками обучающийся (в том числе с нарушением развития) приобретает множество полезных умений и знаний:
Модифицированная нами игра-ходилка является средством воспитания действенной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс познания и усвоения знаний. В игре ученик наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения, в зависимости от задачи, поставленной взрослым.
Цель игры: развитие мышления и речи детей (в том числе с ОВЗ). Однако каждый педагог может ставить и решать свои цели посредством игры.
В игру играем с детьми с 1 по 9 класс. Для игры необходимо картонное игровое поле, фишки и кубик. Правила группа может придумывать сама. Это и пропуск хода, и возврат назад, дополнительный вопрос, перепрыгивание через несколько ходов. Совместное создание правил способствует сплочению детей, делает их более ответственными и внимательными.
Для изготовления такой игры потребуется совсем немногое: плотная бумага, краски, клей. Кубик можно слепить из пластилина или наклеить точки на любой подходящий кубик, фишки можно заменить пуговицами или другим подручным материалом, поле ребята могут нарисовать сами на ватмане или выбрать и распечатать из тех, что предлагает интернет.
Для каждой игры ведущий готовит вопросы, которые может зачитывать по порядку с листа, а может подготовить карточки с заданиями, которые ребята тянут сами и читают вопрос (оттачиваем навык чтения). Игра может быть посвящена закреплению только одной логической операции, например, все задания – на обобщение, или может составляться по типу викторины- задания из разных областей знаний. Соответственно, учитель может подготовить вопросы, касающиеся одной конкретной темы или целого раздела.
Вопрос, на который в игре не ответил игрок, переходит к следующему и так по кругу. Если на вопрос не получен ответ, он снимается, и ведущий может на него ответить сам, тогда этот вопрос появляется в следующих играх для закрепления, или мы можем возвращаться к нему на других занятиях. А может остаться для игроков в качестве домашнего задания, и тогда тот, кто правильно ответит на него перед следующей игрой, начинает игру не с клетки №1 а, например, с клетки №5. Обычно, оставляя вопрос в качестве домашнего задания, мы активизируем познавательный интересы и познавательную деятельность в целом, ориентируем ребят на помощь родителей или самостоятельный поиск в сети.
В нашем педагогическом опыте есть формат проведения игр как в небольших группах (4-6 человек), так и целых турниров с классом, когда организовывались три-четыре команды, в которых выбирался ведущий (имеющий вопросы и ответы к ним) и игра шла параллельно. В конце занятия у нас были 3-4 победителя соответственно.
Если кто-то из ребят отказывается от игры, ему обычно предлагается самостоятельное задание (подростки быстро привыкают к этому правилу). За подсказку игрок возвращается на старт с любого места игрового поля.
При организации игры с детьми ОВЗ, мы придерживаемся следующих правил:
— Игра должна быть понятной, доступной, добровольной.
— Правила игры должны быть точными, немногочисленными.
-Подбор учебного материала должен соответствовать программе и возможностям детей.
-Легкие и трудные задания должны чередоваться.
-После игры обязательно должны быть подведены итоги.
В следующей публикации мы рассмотрим примеры игровых заданий.
Лисицына Е.А., Ерёмина О.В.,
педагоги-психологи