Вашему сыну или дочери скоро исполнится шесть лет. Перед вами встанет вопрос, как подготовит ребенка к школе, кода начать эту подготовку, чтобы период школьной адаптации не был трудным.
Вы, конечно, заметили, что в старшем дошкольном возрасте у ребенка появляются новые интересы: он чаще задает вопросы, на которые порой взрослому нелегко ответить; неожиданно для вас пишет на песке, на снегу цифры и буквы; просит вас рассказать сказу, почитать книгу, активно обсуждает со взрослыми телепередачи. Дошкольник проявляет интерес к книгам, спрашивает: «Что тут написано? Какая это буква? Как пишется моё имя?». Зная несколько букв, он пытается самостоятельно читать и писать отдельные слова, иногда в этом ему помогают старшие братья и сестры.
Все это следует учесть, чтобы вовремя удовлетворить познавательный интерес ребенка и направить его желание и волю на овладение важными для школьного обучения умениями.
По-мнению М. Коула, а также известных отечественных авторов Д.Б. Эльконина, Е.А. Бугрименко, Г.А. Цукерман и др., в домашней обстановке умение читать может прийти к ребенку так же естественно, как умение ходить и говорить.
Помочь развертыванию этого естественного хода событий можно, создав ребенку следующие условия:
— родители должны подавать пример детям, читая книги, газеты, журналы;
— время от времени детей желательно водить в библиотеку, где они могут полистать, посмотреть и выбрать интересные для них книги. В читальном зале дети видят читающих взрослых, учащихся, студентов;
— дома у ребенка должно быть достаточно материалов для чтения: книг, детских журналов, обучающих игр;
— обстановка дома должна быть спокойной. Во время занятий с детьми родителям нужно быть терпеливыми;
— надо регулярно читать вслух малышу детские стихи с повторяющимися фразами, сказки, рассказы, считалки, потешки. Желательно выбирать для этого книги с хорошими иллюстрациями, яркими картинками;
— при отборе материала для чтения необходимо учитывать интересы ребенка: рассказы о животных, цирке, путешественниках;
— используйте любую возможность для общения с ребенком, отвечайте на все его вопросы о книгах, героях произведений и обо всем остальном;
— для содержательного общения с ребенком устраивайте нечто экскурсий, прогулок, выходов в театр, музей, цирк, на выставки. При этом обсуждайте увиденное. Это способствует развитию речевого общения;
— способствуйте речевому творчеству ребенка. Записывайте сочиненные им рассказы, сказки, истории, стихи. Пусть малыш сам диктует свои рассказы;
— сделайте для ребенка карточки с повседневно употребляемыми словами. Время от времени показывайте употребленное ребенком слово, написанное на карточке;
— приобретите для малыша азбуку, кубики с буквами, кассу букв. Некоторые пособия можно изготовить самим или вместе с ребенком;
— разрешайте детям свободно пользоваться карандашами, фломастерами, бумагой, ножницами, линейкой и др.
Чтение можно сравнить с главной дорогой в стране знаний. Освоение математики, биологии, географии, истории и всех других наук будет основано на умении ребенка понимать написанное, пользоваться устной и письменной речью, способности выделять смысл письменного текста. Чтение – фундамент будущей грамотности ребенка.
Учитель–логопед
отдела психолого-педагогической помощи
Н. А. Костальон