Зачем нужна лепка ребенку? Занятия с тестом, пластилином развивают мелкую моторику пальчиков рук, помогают развивать речь, внимание, усидчивость, обогащают сенсорный опыт (форма, величина, цвет), помогают в работе со стрессом, агрессией и многое другое.
Лепкой можно заниматься с 10 месяцев, а при регулярных занятиях дома к 3 годам ребенок овладевает базовыми приемами лепки.
Если от лепки столько пользы, давайте лепить вместе с ребенком!
— Тесто для лепки (безопасное для деток от 10 до 12 месяцев): 300 гр. муки, 150 гр. воды, 1ч.л. подсолнечного масла (без соли);
— Соленое тесто для детей от 1 до 2 лет: 2 стакана муки, 1 стакан мелкой соли, 1 стакан воды (можно подкрасить пищевым красителем), 2 ст.л. растительного масла. Тесто можно хранить 3-4 недели в плотно закрытом пакете в холодильнике;
— Пластилин восковой (хорошо, если в инструкции написано, что можно смешивать цвета), масса для лепки (не ароматизированная), глина (лучше светлая) от 2 лет и старше.
Конечно, без родителей не обойтись. Чтобы ребенок начал лепить, его надо познакомить с материалом (тестом или пластилином). Пусть немного поэкспериментирует: подержит кусочек в руках, помнет, нажмет пальчиком, смешает разные цвета. Родители при этом не только следят, чтобы ребенок кусочек в рот не тянул, а общаются с ним. Они объясняют, что кусочек мягкий, называют цвет (красный, желтый, зеленый, синий), размер (большой, маленький), форму (шар, знакомят с понятием цилиндр) и вместе (у родителей свой кусочек и у ребенка свой) начинают лепить.
Выбор приема лепки зависит от возраста ребенка, сюжета и особенностей здоровья. Вследствие нарушения психофизического развития у детей с ОВЗ страдает координация движения кистей и пальцев рук. Поэтому способы лепки выбираем простые.
— Разминание: «Подержим кусочек в ручках и помнём».
— Шлёпанье по большому куску теста: «Всей ладошкой шлёп-шлёп».
— Раскатывание кусочка пластилина/теста в длину (получаются «колбаски», «столбики», «палочки», «цилиндры»). Сначала родители показывают как раскатать кусочек в «колбаску» на доске движениями вперед-назад. Затем учат раскатывать кусочек такими же движениями между ладонями. Побуждайте ребёнка повторять за вами, помогайте, хвалите за старания. И только потом совместно лепите из «колбасок» — «баранки» (соединяя концы «колбасок» в кольцо).
— Скатывание шара. Сначала ребенок учится скатывать из кусочка шар на доске круговыми движениями. Затем осваивает движение – скатывание кусочка в шар между ладошками («колобок», «мячик», «яблоко»).
— Сплющивание шара. Также сначала на доске нажимая ладошкой на шар. Потом сплющивать между ладошками («лепешка», «печенье»).
Родители должны понимать, что овладение ребенком этими приемами лепки происходит не за одно занятие. Потребуется несколько занятий для закрепления. Далее можно знакомить с другими приемами: ощипывание мелких кусочков от большого куска («Покормим птичек»).
Чтобы ребенку было интересно лепить, родителям важно продумать игровой сюжет: например — «Угостим белочку орешками» или «Поможем найти для собачки мячик».
Данные техники могут быть сложными для детей, но вместе с родителями участвовать им будет очень интересно.
— Пластилинография – создание тематических картинок. Простые, некрупные контурные картинки «раскрашиваем» мягким пластилином. Например: «Светофор» (размазываем кусочки пластилина по контуру и заполняем кружочек: красный, желтый, зеленый); «Сделаем пятнышки жирафу», «Зебра».
— Миллефиори – сложить вместе разноцветные блинчики (колбаски) из пластилина, свернуть их в рулон и нарезать стекой на полоски, кружочки. Из разноцветных полосок можно выложить рисунок, например: «Цветок», «Бабочку».
— Делать отпечатки на раскатанной лепешке из теста/пластилина: колпачком от фломастера, формочками для печенья, макаронными изделиями «Машинки».
— Вдавливание различных предметов в пластилиновую картинку: фасоль («бусы», «дорожка», «мухомор»), семечки («подсолнух»).
— Использование наборов для лепки: «Магазин печенья», «Мистер Зубастик», «Делаем прически игрушкам», которые можно приобрести в развивающих магазинах.
— Игры с кинетическим песком: «Ищем или прячем мелкие игрушки», лепим куличики и др.
Для организации занятий с ребенком дома можно использовать готовые пособия по лепке: например, «Школа семи гномов», «Это может ваш малыш» и любые другие на выбор родителей. Это готовые яркие картинки, шаблоны к занятию лепкой различной тематики.
В заключение можно сказать, что лепка ребенка вместе с родителями очень увлекательный и разносторонне развивающий вид деятельности.
педагог-психолог
Отдела ранней помощи
Чепиго Анна Юрьевна
Я настоящим ДАЮ свое СОГЛАСИЕ на обработку своих персональных данных в Территориальной психолого-педагогической комиссии ГБУ «ППЦ» г. о. Тольятти, к которым относятся:
Обработка персональных данных осуществляется исключительно в целях обеспечения соблюдения законов и иных нормативных правовых актов; содействия в реализации конституционного права на образование своего ребенка.
Я даю согласие на использование персональных данных с целью комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ОВЗ:
Подтверждаю свое согласие на следующие действия с указанными выше персональными данными.
Я настоящим ДАЮ свое СОГЛАСИЕ на обработку персональных данных своего ребенка в Территориальной психолого-педагогической комиссии ГБУ «ППЦ» г. о. Тольятти,
— данные, удостоверяющие личность ребенка (свидетельство о рождении или паспорт);
— данные о возрасте и поле;
— данные о гражданстве;
— данные медицинской карты, полиса обязательного/добровольного медицинского страхования;
— данные о прибытии и выбытии в/из образовательных организаций;
— Ф.И.О. родителя/законного представителя, кем приходится ребенку, адресная и контактная информация;
— сведения о попечительстве, опеке, отношении к группе социально незащищенных обучающихся; документы (сведения), подтверждающие право на льготы, дополнительные гарантии и компенсации по определенным основаниям, предусмотренным законодательством (ребенок-инвалид, родители-инвалиды, неполная семья, многодетная семья, патронат, опека, ребенок-сирота);
— форма получения образования ребенком;
— изучение русского (родного) и иностранных языков;
— сведения об успеваемости и внеурочной занятости (посещаемость занятий, оценки по предметам);
— данные Представления ППк образовательной организации;
— форма и результаты участия в ГИА;
— форма обучения, вид обучения, продолжение обучения после получения основного общего образования;
— отношение к группе риска, поведенческий статус, сведения о правонарушениях;
— данные о состоянии здоровья (сведения об инвалидности, о наличии хронических заболеваний, медицинское заключение об отсутствии противопоказаний/о рекомендациях к обучению в образовательной организации; данные медицинских обследований, медицинские заключения);
— сведения, содержащиеся в документах воинского учета.
Я даю согласие на использование персональных данных ребенка с целью комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ОВЗ:
— заполнения базы данных, обследуемых на ПМПК, формирование статистических аналитических отчетов.
Обработка персональных данных обучающегося осуществляется исключительно в целях обеспечения соблюдения законов и иных нормативных правовых актов; содействия ребенку в реализации его конституционного права на образование, трудоустройство, обеспечение его личной безопасности и безопасности окружающих; контроля качества обучения и обеспечения сохранности имущества.
Настоящее согласие предоставляется на осуществление любых действий в отношении персональных данных, которые необходимы или желаемы для достижения указанных выше целей, включая (без ограничений): сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе, передачу третьим лицам — территориальным органам управления образованием, государственным медицинским учреждениям, военкомату, отделениям полиции), обезличивание, блокирование, трансграничную передачу персональных данных, а также осуществление любых иных действий с моими персональными данными, предусмотренных действующим законодательством РФ.
Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия ГБУ «ППЦ» гарантирует, что обработка персональных данных осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Я проинформирован(а), что Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия будет обрабатывать персональные данные как неавтоматизированным, так и автоматизированным способом обработки. Данное Согласие действует до достижения целей обработки персональных данных ребенка на ПМПК.
Согласие на обработку персональных данных может быть отозвано мною путем направления в территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию письменного отзыва.
Согласен/согласна с тем, что Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия ГБУ «ППЦ» г. о. Тольятти обязана прекратить обработку персональных данных в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента получения указанного отзыва.
Я подтверждаю, что, давая такое Согласие, я действую по собственной воле.