Зачем нужна лепка ребенку? Занятия с тестом, пластилином развивают мелкую моторику пальчиков рук, помогают развивать речь, внимание, усидчивость, обогащают сенсорный опыт (форма, величина, цвет), помогают в работе со стрессом, агрессией и многое другое.
Лепкой можно заниматься с 10 месяцев, а при регулярных занятиях дома к 3 годам ребенок овладевает базовыми приемами лепки.
Если от лепки столько пользы, давайте лепить вместе с ребенком!
— Тесто для лепки (безопасное для деток от 10 до 12 месяцев): 300 гр. муки, 150 гр. воды, 1ч.л. подсолнечного масла (без соли);
— Соленое тесто для детей от 1 до 2 лет: 2 стакана муки, 1 стакан мелкой соли, 1 стакан воды (можно подкрасить пищевым красителем), 2 ст.л. растительного масла. Тесто можно хранить 3-4 недели в плотно закрытом пакете в холодильнике;
— Пластилин восковой (хорошо, если в инструкции написано, что можно смешивать цвета), масса для лепки (не ароматизированная), глина (лучше светлая) от 2 лет и старше.
Конечно, без родителей не обойтись. Чтобы ребенок начал лепить, его надо познакомить с материалом (тестом или пластилином). Пусть немного поэкспериментирует: подержит кусочек в руках, помнет, нажмет пальчиком, смешает разные цвета. Родители при этом не только следят, чтобы ребенок кусочек в рот не тянул, а общаются с ним. Они объясняют, что кусочек мягкий, называют цвет (красный, желтый, зеленый, синий), размер (большой, маленький), форму (шар, знакомят с понятием цилиндр) и вместе (у родителей свой кусочек и у ребенка свой) начинают лепить.
Выбор приема лепки зависит от возраста ребенка, сюжета и особенностей здоровья. Вследствие нарушения психофизического развития у детей с ОВЗ страдает координация движения кистей и пальцев рук. Поэтому способы лепки выбираем простые.
— Разминание: «Подержим кусочек в ручках и помнём».
— Шлёпанье по большому куску теста: «Всей ладошкой шлёп-шлёп».
— Раскатывание кусочка пластилина/теста в длину (получаются «колбаски», «столбики», «палочки», «цилиндры»). Сначала родители показывают как раскатать кусочек в «колбаску» на доске движениями вперед-назад. Затем учат раскатывать кусочек такими же движениями между ладонями. Побуждайте ребёнка повторять за вами, помогайте, хвалите за старания. И только потом совместно лепите из «колбасок» — «баранки» (соединяя концы «колбасок» в кольцо).
— Скатывание шара. Сначала ребенок учится скатывать из кусочка шар на доске круговыми движениями. Затем осваивает движение – скатывание кусочка в шар между ладошками («колобок», «мячик», «яблоко»).
— Сплющивание шара. Также сначала на доске нажимая ладошкой на шар. Потом сплющивать между ладошками («лепешка», «печенье»).
Родители должны понимать, что овладение ребенком этими приемами лепки происходит не за одно занятие. Потребуется несколько занятий для закрепления. Далее можно знакомить с другими приемами: ощипывание мелких кусочков от большого куска («Покормим птичек»).
Чтобы ребенку было интересно лепить, родителям важно продумать игровой сюжет: например — «Угостим белочку орешками» или «Поможем найти для собачки мячик».
Данные техники могут быть сложными для детей, но вместе с родителями участвовать им будет очень интересно.
— Пластилинография – создание тематических картинок. Простые, некрупные контурные картинки «раскрашиваем» мягким пластилином. Например: «Светофор» (размазываем кусочки пластилина по контуру и заполняем кружочек: красный, желтый, зеленый); «Сделаем пятнышки жирафу», «Зебра».
— Миллефиори – сложить вместе разноцветные блинчики (колбаски) из пластилина, свернуть их в рулон и нарезать стекой на полоски, кружочки. Из разноцветных полосок можно выложить рисунок, например: «Цветок», «Бабочку».
— Делать отпечатки на раскатанной лепешке из теста/пластилина: колпачком от фломастера, формочками для печенья, макаронными изделиями «Машинки».
— Вдавливание различных предметов в пластилиновую картинку: фасоль («бусы», «дорожка», «мухомор»), семечки («подсолнух»).
— Использование наборов для лепки: «Магазин печенья», «Мистер Зубастик», «Делаем прически игрушкам», которые можно приобрести в развивающих магазинах.
— Игры с кинетическим песком: «Ищем или прячем мелкие игрушки», лепим куличики и др.
Для организации занятий с ребенком дома можно использовать готовые пособия по лепке: например, «Школа семи гномов», «Это может ваш малыш» и любые другие на выбор родителей. Это готовые яркие картинки, шаблоны к занятию лепкой различной тематики.
В заключение можно сказать, что лепка ребенка вместе с родителями очень увлекательный и разносторонне развивающий вид деятельности.
педагог-психолог
Отдела ранней помощи
Чепиго Анна Юрьевна