У каждого здорового ребенка с рождения есть потребность в общении, во взаимодействии с другими людьми. С развитием ребенка меняются формы и содержание взаимодействия, но сама потребность остается неизменной. Вот ребенок появляется на свет, и, до поры до времени, его окружают только самые близкие люди. Мир прост и понятен, пока не появляются другие люди, общество, садик, школа!
Застенчивого ребенка очень легко узнать: вот он заходит в кабинет, прячется за маму, с тревогой смотрит на психолога, на вопросы отвечает после некоторой паузы, а может вообще молчать. В компании новых детей знакомиться сам не пойдет – предпочитает стоять в сторонке, наблюдать. Такой ребенок точно не станет лидером в компании сверстников, вряд ли будет давать сдачу обидчику…
И, тем не менее, даже за этим, на первый взгляд, одинаковым поведением, скрываются порой совершенно разные причины. Можно сказать, что застенчивость – это определенная поведенческая реакция, выработанная ребенком в конкретных ситуациях. Это комплексное состояние, которое проявляется в разнообразных формах – от робости и смущения в присутствии других людей до необъяснимого страха общения или даже отказа от него.
Выраженная в легкой степени застенчивость может стать частью характера, своеобразной личностной чертой, в более тяжелых случаях она нарушает не только взаимодействие с окружающими, но и, целом, жизнь ребенка и его близких. Такое поведение является следствием, сочетанием даже не одной, а нескольких определенных причин.
Что может скрываться под «маской» застенчивости?
Дети – «интроверты». В психологии есть такие понятия как «экстраверт» и «интроверт». Экстраверсия и интроверсия, как темперамент, дается человеку от рождения. Экстраверт – это человек, направленный вовне, а интроверт обращен в себя. Экстраверт больше внимания уделяет внешнему миру (другим людям, отношениям), а интроверт – миру внутреннему. И тот, и другой тип имеют свои плюсы и минусы, нельзя сказать, какой из них хуже, какой. Дети-интроверты предпочитают мир книг, мыслей, предметов и явлений природы миру людей, для них предпочтительнее уединение.
Если ребенок – интроверт, ему не нужна большая компания, множество друзей, но родители всеми силами пытаются сделать из него экстраверта (особенно если родители сами такие), то такой ребенок может выглядеть застенчивым. При этом сама по себе интроверсия никак не означает застенчивость!
Дети с трудностями в обучении. Иногда под маской застенчивости прячутся речевые или интеллектуальные нарушения. Родители объясняют неудачи такого ребенка его застенчивостью. «Он у нас стеснительный, поэтому мало играет». А на самом деле ребенок в силу бедности фантазии, просто не умеет играть! Или «он смущается, поэтому так разговаривает», а при ближайшем рассмотрении у ребенка обнаруживаются речевые нарушения (недостаточно богатый словарный запас, трудности в понимании обращенной к нему речи, особенности звукопроизношения).
Как родители могут помочь своему ребенку?
Пагубное влияние на все психическое развитие ребенка оказывает не только сама проблема (та, из-за которой его считают застенчивым), но и ее вторичные последствия. Одно из них – это сам ярлык «застенчивости», благодаря которому дети начинают себя таковыми считать и вообще отказываются от попыток изменить ситуацию.
педагог-психолог
Отдела ранней помощи
Мазуркевич Мария Юрьевна