Рассмотрим важный вопрос для становления познавательной деятельности школьника «Как же развивать любознательность, познавательную активность и познавательный интерес у ребенка с ОВЗ первого класса?» и определим рекомендации родителям, как в домашних условиях способствовать развитию вышеперечисленного.
Уровень развития умственных способностей первоклассника имеет большое значение для его успешности. Периодическое переключение с одного вида работы на другой, активная познавательная деятельность, формирование контроля и самоконтроля – такой подход поможет развить познавательные процессы, необходимые для правильного восприятия, понимания учебного материала в школе, а это в свою очередь поможет ребёнку в будущем. Именно по этой причине развитие интеллектуальных способностей должно быть неотъемлемой частью родительской заботы и воспитания.
В выполнении этой задачи Вам помогут наши рекомендации.
Основной питательной средой для развития детской любознательности является общение со взрослыми. В процессе общения возникают первые вопросы, на которые родители смогут помочь детям найти ответы, хотя, по мнению психологов, не всегда следует спешить и дать готовый результат. Желательно лишь подвести ребенка к ответу. Стремление же многих родителей отвечать на все, о чем спрашивают дети, приводит к подавлению к их активности, самостоятельности и развитию лености мысли. Часто бывает и так, что родители просто отмахиваются от многочисленных «Почему?», «Зачем?», «Как?». Ребенок постепенно привыкает к такой форме общения и все реже обращается за помощью к взрослым. Нет вопросов – нет стремления самостоятельно или с помощью взрослых познавать мир.
Что же делать родителям?
— Бережно, уважительно и серьезно относиться к детским вопросам.
— Отвечать на них кратко, ясно, учитывая уровень развития ребенка.
— Отвечая на вопрос, побуждать ребенка к новым размышлениям, иногда вместо ответа предлагать встречный вопрос: «А как ты думаешь сам?»
— Играть с ребенком в игры, в которых нужно задавать вопросы, например «Вопрошайка» (при помощи вопросов узнать, что лежит в коробке и т.п.), «Что задумано?» (при помощи вопросов узнать задуманное слово) и др. — Больше разговаривать, общаться с ребенком, вместе с ним обсуждать возникающие противоречия, обмениваться впечатлениями.
— Приучать детей самим искать ответы в словарях, энциклопедиях, детской периодической печати (читать их вместе с ребенком, разговаривать по поводу прочитанного, уточнять детали, побуждать к новым вопросам, догадкам и т.п.).
— Предлагать ребенку познавательные детские энциклопедии с картинками (звери должны быть нарисованы реалистично, иметь нормальные пропорции и природную окраску) или хорошими фотографиями, а также:
— азбуки картинные, книги для первого чтения;
— былины, мифы, легенды;
-часы настенные и календарь;
-настольно-печатные игры-лото, пазлы;
-настольные игры – домино, шашки, игры- ходилки.
— Оборудовать место для занятий по типу учебной зоны школьника (чистые листы белой бумаги, фломастеры, краски акварельные и карандаши, восковые мелки, кисти, банки для воды, тряпочки, бумага в клетку и в линейку, клей, цветная бумага, ножницы, пластилин).
Поощряйте инициативу и самостоятельность детей. Создавайте условия для реализации всех творческих замыслов!
Организация интересной совместной деятельности способствует установлению более продуктивных контактов между родителями и детьми, даёт возможность выработать новые формы и продуктивные нормы совместных действий, а также рационально подойти к оценке собственного стиля взаимодействия с ребёнком.
Гудач А. А.,
педагог- психолог ГБУ «ППЦ»