Разработка новых технологий интегрированного подхода к содержанию логопедических занятий весьма актуальна. Интегрированные логопедические занятия способствуют развитию творческих и речевых способностей детей. Речевая деятельность — это совокупность процессов говорения и понимания, основа коммуникативной деятельности, включает неречевые средства: жесты, мимику, пантомимические движения. При некоторых речевых нарушениях затрудняется использование неречевых средств общения. Кроме того, речевые нарушения могут сопровождаться отклонениями в формировании личности.
Сегодня особую роль имеет гуманизация образования. Некоторые дети отличаются отвлекаемостью, агрессивностью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью. Исходя из этого продуктивно было бы связать логопедическую работу с привлечением театральных средств.
Театрализация логопедического процесса привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений, уверенности в своих силах. Театрализованные занятия могут иметь, например, форму спектакля и т.д.
Театральная деятельность — прекрасное средство всестороннего развития личности ребенка-логопата. Можно использовать следующие виды театральной деятельности:
— музыкально-игровые упражнения для развития мимики, жестов;
— художественно-речевую деятельность (разнообразные игры по развитию артикуляции, речевого дыхания, голоса, речевого слуха);
— театрально-игровую деятельность (игры-драматизации, кукольный театр, сказкотерапия, творческие игры).
Основным моментом творческой игры является выполнение роли. В процессе игры ребенок создает образ действием, словом, что дает ему возможность активно развивать речевую деятельность.
Основные направления логопедической работы в театрально-игровой деятельности:
• Развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения.
• Развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.
• Развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.
Театрально-игровая деятельность, должна сочетать как можно больше средств и способов развития творческих и речевых способностей ребенка. Одной из составляющих логопедического занятия, воспроизводящих и синтезирующих в себе театрально-игровую деятельность, является сопряженная гимнастика. Упражнения объединены простеньким сюжетом, что и позволяет назвать их театром , например:
— Упражнения из комплекса для артикуляционной гимнастики языка «Сказка о веселом язычке»:
«Жил-был веселый язычок. Открылось окошко – показался язычок в окошко» (открываем ротик, высовываем язычок)
«Решил позавтракать, попить чай с вареньем»(язычок – «чашечка», дуть на «чашечку», облизать верхнюю губу) и т.д.
— «Экскурсия в лес» (продолжение):
«Пришел язычок в лес – увидел ворону, надо пообщаться» (каркаем – постановка сонорного звука р); змею (шипим – постановка звука ш) и т.д.
В соответствии с основными направлениями логопедической работы в театрально-игровой деятельности нами были разработаны логопедические занятия с элементами театра – например, занятие по теме «Ударение» (сценка «Пищи») и др.
Театральная игра проводится на занятии по заранее подготовленному сценарию. Предварительная работа с детьми включает разучивание стихов, движений, беседы, рассматривание картин, проведение творческих игр и многое другое. Большой интерес вызывает у детей сюжет занятия. Тематика и содержание занятий с элементами театральной игры имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания, что позволяет через театральные образы оказывать воспитательное влияние на детей.
Учитель-логопед ГБУ «ППЦ»
Слиткова Т.А.