В РФ функционирует дифференцированная сеть дошкольных и школьных ОО для детей с теми или иными отклонениями в развитии. По статистическим данным, приведенным в медицинской, педагогической, психологической литературе, с каждым годом отмечается неуклонный рост количества детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), со сложным дефектом. Например, дети, помимо снижения слуха, имеют другие нарушения: интеллекта, зрения, эмоционально-волевой или двигательной сферы. Качественные проявления таких нарушений усложняются, а степень их выраженности растет.
Наиболее актуальными задачами дефектологии, как отрасли педагогической науки, на современном этапе ее развития являются следующие:
— раннее выявление детей с различными видами аномалий;
— всестороннее изучение структуры дефекта при каждой форме нарушения (что первично, а что вторично);
— разработка принципов дифференцированного обучения и воспитания детей с учетом их компенсаторных возможностей на основе современных представлений о закономерностях развития высших психических функций;
— определение эффективных педагогических средств предупреждения нарушений психического развития детей, имеющих дефекты зрения, слуха, речи, двигательной сферы.
Контингент воспитанников в современном массовом детском саду представлен следующими группами детей:
— дети, уровень и качественное своеобразие развития которых таковы, что их воспитание и обучение могут осуществляться в условиях массовой ДОО без индивидуального психолого-педагогического сопровождения;
— дети с минимальными отклонениями в психическом развитии, которые также могут обучаться и воспитываться в массовых образовательных организациях при условии организации психолого-педагогического сопровождения;
— дети с различными нарушениями в развитии, обучение и воспитание которых должно осуществляться в условиях специальной образовательной организации.
Остановимся более подробно на характеристике детей с ОВЗ.
Нарушения зрения могут сочетаться с другими формами аномального развития (нарушения речи, слуха, интеллекта и др.). Первичное нарушение остроты зрения может влиять на формирование цветовосприятия, периферического зрения, затруднять фиксацию взора. Для детей характерны фрагментарность и замедленность зрительного восприятия, трудности пространственной ориентировки. Вторичные отклонения возникают, прежде всего, в двигательной сфере и могут быть предупреждены коррекционными мероприятиями (НОД по ритмике, физическому воспитанию, лечебной гимнастике). Значительные затруднения в восприятии предметов, процессов и явлений действительности, в оценке направления, расстояния, величины предметов, которые испытывают дети, снижают возможности их полноценного сенсорного и интеллектуального развития. В ряде случаев у детей возникают нежелательные изменения в эмоционально-волевой сфере, формируются негативные характерологические черты.
В мыслительной деятельности детей со снижением слуха отмечаются отклонения, связанные с недостаточностью словесно-логического мышления. Дети достаточно хорошо ориентируются в наглядном счете, выполняют задания на невербальном материале. Все предлагаемые задания должны обязательно сопровождаться естественными жестами, усилением громкости речи.
При детском церебральном параличе (ДЦП) прежде всего задерживается развитие двигательных функций и психомоторное развитие в целом. У отдельных детей наблюдается косоглазие, снижение слуха, речевые и другие нарушения. Для этих детей характерна повышенная утомляемость, наблюдается быстрая смена настроения, повышенная впечатлительность. Педагогу следует быть крайне тактичным и осторожным в оценке поступков, реакций и результатов деятельности детей с ДЦП. В то же время очень полезно давать ребенку посильные поручения, прививать элементарные бытовые навыки. У детей с ДЦП страдает пространственное восприятие, поэтому они затрудняются при ориентировке в направлениях пространства. Без специального обучения и лечения задержка формирования познавательной деятельности и речи у больного ребенка с возрастом не исчезает, а наоборот, усугубляется.
У детей с олигофренией в степени дебильности запас знаний, представлений об окружающем беден, поверхностен. При выполнении мыслительных операций эти дети опираются на внешние признаки, которые часто являются несущественными. Организующая помощь мало помогает при выполнении вызывающих затруднение заданий. Помощь обучающего характера принимается в замедленном темпе, плохо усваивается и практически не используется при выполнении аналогичного задания. Этих детей необходимо обучать более длительное время. Дети-олигофрены понимают содержание простой сюжетной картинки, некоторые с помощью взрослого (по наводящим вопросам) могут последовательно расположить картинки с простым содержанием сюжета и составить элементарный рассказ. Понимание же скрытого смысла картинки затруднено. Эмоционально-волевая сфера таких детей характеризуется или повышенной возбудимостью или, наоборот, вялостью, инертностью, пассивностью.
Дети с ЗПР, в отличие от умственно отсталых детей, имеют потенциально сохранные возможности интеллектуального развития, но испытывают при обучении значительные трудности и этим отличаются от нормально развивающихся сверстников. Трудности в обучении вызваны нарушением познавательной деятельности, являющимся следствием незрелости эмоционально-волевой сферы, пониженной работоспособности, функциональной недостаточности высших психических функций (внимания, памяти, речи и др.). Дети с ЗПР отличаются импульсивностью, аффективной возбудимостью или, напротив, вялостью и апатичностью. Может наблюдаться и плохая координация мелких движений, недостаточная их переключаемость и точность. Дети с ЗПР без специального коррекционного обучения не могут быть готовы к школе. Они постоянно нуждаются в помощи взрослого, затрудняются в решении доступных возрасту мыслительных задач, в объяснении причинно-следственных связей, недостаточно контролируют свое поведение.
В специализированных ДОО помимо решения задач общего развития осуществляется коррекция специфических отклонений в сфере познавательной деятельности, мышления, речи, расширение и углубление представлений ребенка об окружающем мире. НОД проводится учителем-дефектологом, учителем-логопедом, воспитателем, педагогом-психологом.
Во всех районах г.о. Тольятти работают «ППЦ», где дети с ОВЗ и их родители могут получить квалифицированную помощь учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога, невролога. Эти специалисты строят всю коррекционную работу, опираясь на сохранные анализаторы, интеллектуальные возможности и индивидуальные особенности каждого ребёнка. Специалисты ДОО, занимающиеся подготовкой к школе детей с ЗПР, руководствуются методическими пособиями: С.Г.Шевченко «Подготовка к школе детей с ЗПР», Т.Г.Неретиной «Школа 2100. Система работы со старшими дошкольниками с ЗПР в условиях дошкольного учреждения».
В этих пособиях раскрываются особенности развития познавательной деятельности детей с ЗПР шестого и седьмого годов жизни, показана необходимость специальной работы по формированию готовности к обучению в школе. Описана целостная система коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР. Предлагается тематическое планирование к программам по развитию речевого восприятия, подготовке к обучению грамоте, формированию элементарных математических представлений, ознакомлению с окружающим миром и развитию речи (интегрированный курс). Книги содержат описание оборудования для занятий, предметно-ролевые игры, методические рекомендации.
При раннем детском аутизме (РДА) отмечается повышение эмоциональной и сенсорной чувствительности, стойкое чувство страха перед окружающим, снижение психической активности. Этиология возникновения данного заболевания изучена еще недостаточно. Чаще возникает у детей в возрасте 1,5-2 лет, преимущественно у мальчиков. Характерным для детей с РДА является нарушение временной ориентации, фантастическое восприятие отдельных явлений действительности. Такие дети легко могут быть смешиваемы с умственно отсталыми детьми, так как отсутствие должного контакта с окружающими, пониженная физическая и игровая активность, ограниченная потребность в информации приводят к резкому отставанию психического развития ребенка. Отсутствие полноценного речевого контакта нередко вызывает мутизм (молчание). Появляются негативные характерологические особенности (замкнутость, мрачность, агрессивность). Тяжелые формы РДА не дают оптимистического прогноза. В Автозаводском районе г.о.Тольятти функционирует группа для детей с РДА на базе МБУ детского сада №79, где в содружестве учителя-дефектолога, учителя-логопеда, воспитателей, врачей и педагога-психолога проводится работа по устранению у детей страхов, воспитанию самостоятельности и активности, потребности в общении с окружающими. При нерезко выраженных симптомах детского аутизма большое значение имеют разумно составленный режим дня, игротерапия, упражнения с психотерапевтическим воздействием, работа с детьми по воспитанию трудовых навыков, навыков самообслуживания. Все это осуществляется в русле формирования организованного взаимодействия ребёнка с коллективом сверстников. Система комплексной медико-педагогической работы позволяет подготавливать определенный процент таких детей к обучению в специальной, а иногда и в общеобразовательной школе. Только совместная координированная деятельность дефектолога, логопеда, воспитателя, психолога и врача, тесная связь с семьей и единство требований помогают добиться определенного эффекта в воспитании и обучении ребенка с ОВЗ.
В настоящее время в специальной психологии и коррекционной педагогике интенсивно обсуждается проблема интеграции (инклюзии) детей с ОВЗ в общеобразовательную среду. Что же касается детей с ЗПР, то интеграция (инклюзия) их в общеобразовательную среду осуществляется повсеместно. Изначально предполагалось, что в процессе комплексного воздействия в ходе обучения в ДОО и в начальных классах имеющиеся у детей отклонения в развитии будут компенсированы. Однако на практике, в силу различных причин, значительное число детей с ЗПР (по данным канд. пед. наук С.Г.Шевченко 40-50% от общего числа детей с ЗПР), поступивших в начальную школу, после начального обучения вливается в классы, где обучаются их сверстники с нормой психического развития, остальные попадают в открытые в среднем звене классы КРО. Насколько комфортно чувствуют себя дети в этих разных условиях, во многом зависит от педагогов: их квалифицированности, компетентности в решении развивающих и коррекционных задач. Для того, чтобы дети с ОВЗ были социально адаптированы, нужно менять мировоззрение людей нашего общества: чем большее количество людей будет адекватно относиться к людям с ОВЗ, тем проще последним будет адаптироваться в жизни, тем комфортнее будет для них окружающая психологическая обстановка.
Учитель-дефектолог ГБОУ « ППЦ»
Смолякова И.А.