Все родители уже хорошо знают и не раз слышали о том, что существует огромная связь между развитием мелкой моторики ребенка и развитием его речи.
Развитие мелкой моторики:
— повышает тонус коры головного мозга;
— развивает речевые центры коры головного мозга;
— стимулирует развитие речи ребенка;
— согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи;
— способствует улучшению артикуляционной моторики;
— развивает чувство ритма и координацию движений;
— подготавливает руку к письму;
— поднимает настроение ребенка.
Мелкая моторика рук — это разнообразные движения пальчиками и ладонями.
Крупная моторика — движения всей рукой и всем телом.
Тонкая моторика — развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции малой амплитуды.
Известно, что развитие речи ребенка зависит от многих факторов и напрямую — от степени развития тонких движений пальцев рук. Если эти движения соответствуют возрасту ребенка, то и развитие речи ребенка находится в пределах нормы и соответствует возрасту.
Развивая мелкие, дифференцированные движения рук, мы способствуем лучшему речевому развитию ребенка.
Развивая мелкую моторику, нужно не забывать о том, что у ребенка две руки. Старайтесь все упражнения дублировать: выполнять и правой, и левой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого полушария.
Развитие рук должно быть направленно на:
развитие хватания: на умение захватывать предмет, действуя целенаправленно – правильно определять место предмета в пространстве (направление и расстояние), учитывать в своих действиях форму, величину предмета (маленькие предметы ребенок хватает одной рукой, большие – двумя руками), ребенок учится хватать предметы по-разному – кулаком, щепотью (тремя пальцами) или указательным и большим пальцами;
развитие соотносящих действий: на умение использовать действия, когда нужно совместить два предмета или две части одного предмета; принцип соотносящих действий лежит в основе игровых задач многих дидактических игрушек (пирамидки, матрешки, вкладыши-башенки и др.);
подражание движениям рук: особенно важно научить ребенка подражать движениям рук взрослого, так как это умение лежит в основе формирования многих полезных навыков ручных действий;
развитие движений кистей и пальцев рук: на умение выполнять кистями и пальцами рук самые разнообразные движения, которые по мере тренировки становятся более тонкими и дифференцированными.
— поглаживать и растирать ладони вверх-вниз;
— разминать и растирать каждый палец вдоль, затем – поперек;
— растирать пальчики спиралевидными движениями
— сжимать пальцы в кулачок и разгибать;
— сгибать и разгибать каждый пальчик по отдельности;
— катать между ладошками и пальцами шарики разного размера, палочки, специальные массажные мячики, карандаши с гранями, круглую расческу для волос и т.д.)
— рвать бумагу, отщипывать кусочки от куска глины или пластилина;
— перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы, удерживая их двумя пальцами: большим и указательным, большим и средним, большим и безымянным и т.д. (бусины, пуговицы, перебирать разноцветную фасоль, горох и т.д.);
— сделайте «Сухой бассейн», насыпьте в глубокую миску горох, спрячьте в нем мелкие игрушки и предложите ребенку их найти;
— открывать и закрывать разные коробочки, спичечные коробки, откручивать и закручивать крышки на флаконах, на баночках из-под крема;
— застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии на одежде;
— завязывать и развязывать шнурки;
— раскладывать счетные палочки, строить домики из них;
— учите играть в специальные игры – шнуровки, мозаику, собирайте пазлы;
— «Фонарики». Ладони расположить перед собой, выпрямить и раздвинуть пальцы. Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно или поочередно.
Фонарики зажглись!
Фонарики погасли!
— «Моем руки». Энергично потирать ладошки, имитируя мытьё рук.
Ах, вода, вода, вода!
Будем чистыми всегда!
«Стряхиваем водичку с рук»: пальцы сжать в кулачок, затем с силой выпрямить пальчики – как бы стряхивая воду.
Брызги – вправо, брызги – влево!
Мокрым стало наше тело!
«Вытираем руки»: энергичные движения имитируют поочерёдное вытирание каждой руки полотенцем.
Полотенчиком пушистым
Вытрем ручки очень быстро.
— «Печём блины». Попеременно касаться поверхности стола тыльной стороной руки и ладонью (двумя руками одновременно, попеременно – правая рука касается стола ладонью, левая – тыльной стороной и наоборот).
Мама нам печёт блины,
Очень вкусные они.
Встали мы сегодня рано
И едим их со сметаной.
— «Шарик». Пальцы обеих рук собраны в щепотку и соприкасаются кончиками. «Надуваем шарик»: придать пальцам такое положение, какое бывает, когда руки держат шарик. «Шарик лопнул»: пальцы возвращаются в исходное положение.
— «Очки». Большой палец соприкасается с указательным, образуя колечко, остальные пальцы выпрямить, поднять вверх и прижать друг к другу. Сделать колечки на обеих руках и поднести к глазам.
Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.
— «Флажок». Указательный, средний, безымянный пальцы и мизинец прижимы друг к другу, большой палец опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе.
Я в руке флажок держу
И ребятам им машу.
— «Лодочка». Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик).
Лодочка плывет по речке
Оставляя на воде колечки.
— «Скворечник». Ладони вертикально поставлены друг к другу, мизинцы прижаты, а большие пальцы загнуты вовнутрь.
Скворец в скворечнике живет
И песню звонкую поёт.
— «Собачка». Ладонь поставлена на ребро, большой палец поднят вверх, остальные пальцы сомкнуты, мизинец попеременно опускается и поднимается «собачка лает».
У собаки острый носик,
Есть и шейка, есть и хвостик.
— «Мышка». Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты в дуги – это «ушки».
Серенький комок сидит
И бумажкой всё шуршит.
— «Зайчик». Указательный и средний пальцы вытянуты вверх, мизинец и безымянный — прижаты к ладони большим пальцем. Шевелить «ушками» вперед – назад.
Кто там скачет на лужайке?
Это длинноухий зайка!
— «Петушок». Ладонь поднята вверх, указательный палец упирается на большой – это «клюв». Остальные пальцы подняты вверх и растопырены –
это «гребешок».
Петя – Петя – петушок,
Красный чудо-гребешок.
— «Семья». Сжать пальчики в кулак, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца. На последнюю строчку сжимать и разжимать пальцы.
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка.
Этот пальчик – Я.
Вот и вся моя семья.
— «Пальчик – мальчик». Пальцы сжаты в кулачок, поочерёдно разгибать пальчики, начиная с мизинца.
— Пальчик – мальчик, где ты был?
— С этим братцем в лес ходи
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел!
— «Дружные ребята».
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
(пальцы ритмично соединяются в «замок» и разъединяются)
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
(одновременно дотрагиваемся подушечками пальцев одной руки до пальцев другой руки.)
Раз, два, три, четыре, пять
(поочередно соединяем одноименные пальцы: большой с большим, указательный с указательным и т.д.)
Начинай считать опять.
(одновременное касание подушечками пальцев двух рук)
Раз, два, три, четыре, пять
(поочередное касание)
Мы закончили считать.
(кисти рук опустить вниз и встряхнуть)
— «Пять телят». Пальцы сжаты в кулачок, распрямлять по одному пальцу, начиная с большого. На последнюю строчку пальцы соединяются в щепотку.
Этот телёнок пьёт молоко.
Этот телёнок ушёл далеко.
Этот телёнок травку жует
Этот телёнок копытцами бьёт.
Этот телёнок мычит: «Почему-у все разошлись?
Скучно мне одному!»
— «Скачет зайчик». Правая рука сжата в кулак, указательный палец выпрямлен, пальцы на левой руке выпрямлены и разведены в стороны. Указательным пальцем правой руки поочерёдно прикасаться к пальцам левой руки начиная с большого.
Ловко с пальчика на пальчик
Скачет зайчик, скачет зайчик.
Вниз скатился, повернулся
И опять назад вернулся.
Снова с пальчика на пальчик
Скачет зайчик, скачет зайчик!
Снова вниз и снова вверх!
Зайчик скачет выше всех!
Пальчиковую гимнастику необходимо выполнять регулярно, по несколько минут в день и тогда она будет эффективной. Игры и упражнения с пальчикам не только стимулируют речевое развитие, но и развивают память, внимание, воображение, готовят руку ребёнка к овладению письмом.
Советы на каждый день:
Никогда не ругайте малыша, если у него не получается хорошо работать ручками. Не отступайте, если задание кажется трудновыполнимым для ребенка. Больше занимайтесь с ним и хвалите за все успехи. Развитие моторики — неотъемлемая часть общего развития ребенка. Помимо развития речи, творческого начала и логики, это важная база для подготовки ребенка к школе.
учитель-логопед
Отдела ранней помощи
Мазанкина Ирина Петровна