Л. С. Выготским впервые было вдвинуто положение о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребёнка. В настоящее время это положение нашло своё дальнейшее развитие и подтверждение в нейрофизиологических исследованиях. Установлено чем более интенсивный и разнообразный поток информации поступает в мозг ребёнка, тем быстрее происходит функциональное и анатомическое созревание центральной нервной системы. Однако надо учитывать, что интенсивность поступающей информации должна соотноситься с возрастом, физическим и психическим состоянием ребёнка. Поэтому мы предлагаем следующие игры-занятия на речевое развитие, которые построены на основе воспитания подражания взрослому, решают задачи овладения и использования в речевой деятельности «однословного предложения» (наличие только отдельных слов и их фрагментов, звукоподражаний и других ненормативных средств общения). Помогают осуществить переход к появлению у ребёнка «предложения из слов-корней», когда ребёнок уже умеет соединять в одном высказывании два и более аморфных слова.
1. Показы с называнием.
Маленькие представления-инсценировки, когда ребёнок уже сам самостоятельно действует. Количество игрушек увеличивается с каждым занятием, т.е. это первые занятия по развитию памяти.
«Я рыжая лисица,
Я бегать мастерица, Я по лесу бежала, Я зайку догоняла. И в ямку бух!» |
2. Показ предметов в действии.
— Укладывание куклы спать (цепочка действий). Словарь: спи, бай-бай, ляг, сними, закрой, названия одежды.
«Баю, баю, баюшок,
В огороде петушок. Петя громко поёт, . . . спать не даёт. А ты, . . . , усни, Крепкий сон к тебе приди, Тебе спать не гулять, Только глазки закрывать» |
— Умывание куклы (цепочка действий). Словарь: вода, мой, открой, закрой, не плачь, холодно, тепло, мыло, названия частей тела, лица, буль-буль:
«Ай, вода, вода, вода,
Будем чистыми всегда. Брызги справа, Брызги слева, Будет чистым Наше тело». |
— Кормление куклы (цепочка действий). Словарь: на, каша, кушай, открой, рот, вкусно, садись, пей, названия посуды:
«Чи-чи-чи, сорока,
Чи-чи-чи, белобока, На печке сидела, Кашку варила: . . . — больше, . . . – меньше, А, ты, не плачь, купит папенька калач!» |
— Показ и игра, прятки с игрушками-животными, птицами (различные цепочки действий). Словарь: названия частей тела, названия действий кормления, укладывание, усаживания, ласкания, имитация, звукоподражания, предлоги в, на, под, у, с (спи, сиди, беги, стой, пой, кричи, лежи, на ешь, на клюй, на грызи, тихо, громко).
«Говорят, говорят у нас так:
Курочки на улочке – кудах-тах-тах,
Свинки у осинки – хрю-хрю-хрю,
Овечки у речки – бе-бе-бе,
Козочки у лозочки- ме-ме-ме,
Коровки у дубровки – му-му-му,
Конюшки у горушки – иго-го-го».
3. Игры-сказки с язычком. Артикуляционная гимнастика (язычок как «хвостик у собачки» влево-вправо, птичка летает вверх-вниз, мышка выглядывает из норки вперёд-назад, лошадка бьёт копытцем и т.д.)
4. Пропевание гласных звуков (А-О-У-И-Ы), соединение с согласными (Б-П-М-В-Ф-К-Г-Т-Д-Н) по картинкам-символам в процессе игры и звукоподражания действующим игрушкам: баюкивание: «Ба-бо-бу-бы», зайчик прыгает: «Па-по-пу-пы», корова идёт: «Ма-мо-му-мы», петушок поёт: «Ка-ко-ку-кы», т.д.
5. Чтение, инсценировка сказок «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок», стихотворений А. Барто и т.д. Отбивание ритма стихотворных строк, песенок, повторов с помощью музыкальных инструментов, с опорой на демонстрационный материал: кубики, кружочки (сколько слогов в слове, столько и предметов; сколько слов в предложении, столько раз касаемся до предмета).
Учитель-логопед
отдела психолого-педагогической помощи
С. М. Ященко