С рождения все мы дышим правильно, но с самого раннего возраста ребенок испытывает стрессы, физиологический и эмоциональный дискомфорт. Адаптивные механизмы незрелого детского организма не всегда успевают приспосабливаться к возрастающим требованиям внешней, в том числе и образовательной, среды.
Наступило время, когда требования мира, окружающего ребенка, столь высоки, что ему жизненно необходимы эффективные навыки адаптации и умение сохранять свои силы, внутренние ресурсы даже в самых сложных ситуациях. Все понимают необходимость научить ребенка разговаривать, читать, считать. Но не всегда взрослые задумываются, что не менее важно научить ребенка правильно дышать, научить его сохранять свое здоровье и управлять возможностями своего организма.
Стрессовые нагрузки могут приводить к нарушениям внимания, способности к обучению, поведения, развития ребенка, появлению у него эмоциональных нарушений и психосоматических заболеваний. Чтобы избежать этого, ребенку необходим навык произвольной регуляции своего состояния, позволяющий разрешать проблемные ситуации с минимальными затратами для здоровья. Дыхание – это одна из функций нашего организма, которая имеет произвольную регуляцию. Человек может сознательно контролировать число и способ дыхательных движений, проще говоря, вдохов и выдохов, а также пауз между ними. Установлено, что характер дыхания влияет на работу сердца.
Дыхание – одна из главных загадок человека, это ключ к здоровью и долголетию. С древних времён целители знали, что дыхание помогает восстанавливать силы, концентрировать внимание.
Дыхание человека – это совокупность процессов, обеспечивающих поступление в организм кислорода, использование его для биологического окисления в тканях и удаление углекислого газа. Обеспечение фаз вдоха и выдоха реализуется при участии соответствующих мышц, главной из которых является диафрагма. Во время вдоха мышечные волокна опускаются вниз, создавая отрицательное давление в грудной клетке, а во время выдоха поднимается и выдавливает воздух из легких.
Регуляция дыхания является самым древним из известных приемов борьбы со стрессом. В течение тысячелетий люди используют его для снижения чувства тревоги, достижения общей релаксации или концентрации. Оздоровительное влияние диафрагмального дыхания на организм доказано многочисленными научными исследованиями, что позволило разработать методику обучения дыханию в условиях образовательной системы, как способ профилактики и коррекции нарушений психоэмоционального состояния. Методика обучения диафрагмальному дыханию может использоваться и как профилактика и коррекция логопедических нарушений. Обучение можно начинать с 3 лет.
Для детей с нарушениями речи характерны различные несовершенства речевого дыхания: слабый вдох и выдох, неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха, неравномерный толчкообразный выдох, напряжение шейной мускулатуры и др. Во время речи объем выдыхаемого воздуха настолько уменьшается, что его не хватает на произнесение целой фразы.
Важнейшие условия правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция. Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмальное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц. Активна нижняя, самая емкая часть легких. При диафрагмальном дыхании вдох спокойный, без усилия, осуществляется через нос, выдох плавный удлиненный, осуществляется через рот. Верхние отделы грудной клетки, а также плечи практически остаются неподвижны.
Правильно сформированное диафрагмальное дыхание, является базой для формирования речевого дыхания.
В раннем возрасте формирование диафрагмального дыхания необходимо проводить на начальном этапе в положении лежа. В этом положении мышцы всего тела слегка расслабляются, и диафрагмальное дыхание без дополнительных инструкций устанавливается автоматически.
Можно положить на живот игрушку для привлечения внимания: «Покачаем зайчика». Упражнение должно выполняться без усилий, чтобы избежать гипервентиляции.
Основные требования к выполнению упражнений на дыхание.
Игра «Пузырьки» (ближе к четырехлетнему возрасту).
Задача: формировать предпосылки комбинированного типа дыхания (носовой вдох, ротовой выдох).
Оборудование: Проводится с использованием стакана, до половины наполненною водой, и соломинки для коктейля. Взрослый показывает ребенку как можно пускать пузыри с помощью соломинки (вдох носом, выдох через рот, зажав соломинку губами). Ребенок учится контролировать силу выдоха (при сильном выдохе на поверхности образуются пузырьки, при слабом выдохе пузырьки не образуются).
социальный педагог
отдела психолого-педагогической
коррекции дезадаптивных состояний
Кравцова И. С.