В данной статье речь пойдет о профессиональной деформации специалистов, занимающихся психологическим консультированием, то есть о некоторых негативных последствиях, связанных с их профессиональными занятиями и выражающихся в субъективных или объективных изменениях их личности и характера.
Необходимо сразу отделить понятие профессиональной деформации от так называемого «синдрома эмоционального сгорания»[1]. Оба эти состояния связаны с работой педагогов –психологов в психологической практике. Основная разница между этими понятиями в том, что о «синдроме сгорания» принято говорить в контексте непосредственной профессиональной деятельности, а профессиональная деформация [1]относится в основном к жизни вне работы. Используя условную оппозицию «Профессионал — Человек», можно более наглядно представить разницу между этими двумя феноменами.
Профессия педагога, в том числе и педагогов – психологов относится к сфере профессий типа «человек-человек», то есть профессий, которые отличаются интенсивностью и напряженностью психоэмоционального состояния и которые наиболее подвержены влиянию профессионального «выгорания».
«Я как профессионал» — часть личности, которая ответственна за выполнение профессиональных обязанностей как носитель необходимых для этого знаний, этических установок и принципов; максимально проявляется в профессиональной деятельности. «Я как человек» — более центральная («своя») часть личности, включающая в себя некие обыденные представления о жизни и о себе, житейские установки и принципы; в основном проявляется в так называемой «личной жизни». Пользуясь этими определениями, «синдром сгорания» можно представить как потерю контролирующей роли «Я профессионального» и внедрение «Я человеческого» в область профессиональной компетенции. На работе специалисты «по-человечески» устают и испытывают раздражение. Профессиональная деформация, напротив, представляется расширением господства «Я профессионального» в область деятельности «Я человеческого». Приходя домой, человек продолжает вести себя как специалист[2].
Проблема влияния профессии на личность и связанных с этим изменений в ней, имеет огромное значение в теоретическом и практическом плане, т.к. гармоничные взаимоотношения профессии и личности человека — это залог здорового общества, в целом, и оптимально выстроенного существования конкретного человека, в частности[2].
Актуальность работы связана с тем, что в настоящее время исследователи стали уделять большее внимание личности психолога, также сфере психологического и психического здоровья, а профессиональная деформация личности является явной угрозой для благополучия и профессиональной эффективности специалиста-психолога, что, в свою очередь, может отразиться и на отношениях с клиентами и их жизнью. На современном этапе развития психологической науки отсутствуют тренинги, направленные на профилактику и борьбу с профессиональной деформацией личности[3]. Анализ имеющихся практических способов работы с профессиональным здоровьем психологов-практиков показал, что в России существуют только так называемые «супервизорские группы», то есть группа практических психологов, которая проводит периодические встречи с целью обсуждения случаев из практики, которые вызвали определенные затруднения.
Проанализировав литературу, посвященную вопросам борьбы с психоэмоциональным выгоранием, мы можем выделить следующие группы мер:
1) адаптация к работе (с помощью посещения специальных семинаров, тренингов психолог учится чувствовать себя более комфортно в процессе работы, развивая свою личность так, чтобы какие-то черты не доставляли дискомфорта);
2) изменение условий труда, а также своего отношения к труду (специалист формирует условия работы таким образом, чтобы они не ущемляли свои внутренние потребности, чувства);
3) использование психологических защит в работе (в работе консультант экономно расходует свои ресурсы, не вовлекаясь эмоционально в ситуацию консультирования);
4) восстановление (в данном случае психолог активно участвует в работе с супервизором, принимает участие в тренингах и семинарах, посвященных психоэмоциональной разгрузке).
Для участников группа может стать полигоном для выработки новых, наиболее эффективных способов поведения в профессионально-стрессовых ситуациях[3]. К тому же, на основе представленного теоретического материала о профессиональной деформации личности и ее проявлениях каждый психолог совместно с другими участниками сможет определить свою стадию в процессе деформации, осознать свое текущее состояние, учитывая принцип «здесь и сейчас», перейти к восстановлению, гармонизации своего психического, личностного и профессионального здоровья.
Литература: