Чтобы вы были уверены в том, что делаете все необходимое для здоровья и полноценного развития своего малыша, мы решили поговорить о критериях, по которым можно судить о физическом и психическом благополучии ребенка 3 – 4 лет.
Мышление, память, внимание
1.Уметь складывать разрезанную картинку из 3-5 частей.
2.Уметь находить и объяснять несоответствия на рисунках.
3.Уметь находить лишний предмет и объяснять почему он сделал такой выбор.
4.Уметь находить сходства и различия между предметами.
5.Уметь запоминать 3-4 слова, которые взрослый повторил несколько раз.
6.Уметь запоминать какую-либо деталь или признак предмета.
7.Уметь не отвлекаясь, в течение 5 минут выполнять задание.
8.Находить парные предметы. Уметь из группы предметов выбирать нужный.
9. Уметь обращать внимание на свойства и признаки предметов, находить сходства и различия между предметами.
Игры:
Ход игры: ребенку дается картинка с изображением предметов, которые похожи между собой, но один отличается от остальных. Он должен назвать, чем именно он отличается от остальных.
Необходимый инвентарь: картинка с предметами, карандаш.
Ход игры: ребенку дается картинка, на которой нарисованы в одном столбце картинки, а в другом столбце тени от этих картинок. Ему нужно правильно найти тень от картинки и соединить картинку с тенью.
Следите за тем, чтобы ребенок правильно держал карандаш в руках.
1.Различать предметы по величине, используя слова «большой», «маленький».
2.Умение видеть один и много предметов, используя слова «один», «много», «ни одного».
3.Понимать вопрос «сколько?».
4.Сравнивать группы предметов, используя приемы наложения и приложения, комментировать свои действия словами больше – меньше, поровну.
5.Сравнивать два предмета, разные по величине (длине, высоте).
6.Узнавать знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) называть их.
7.Различать 4 цвета основного спектра (синий, красный, желтый, зеленый) знать чёрный и белый и оттенки голубой, розовый.
8.Понимать слова: верхняя, нижняя, слева, налево, справа, направо.
Игры:
Необходимый инвентарь: сюжетные игрушки, кружочки двух цветов: красного и желтого.
Ход игры: «Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро, тарам-парам, тарам-парам, на то оно и утро». Поиграйте с игрушками, скажите, что к нам утром пришли гости и нужно угостить их яблоками (кружочками). На тарелке лежат яблоки: сколько их? (Много.) А гостей? (Мало.) Раздайте сначала желтые яблоки и спросите: «Сколько еще яблок осталось?» (Много.) «Каких?» (Красных.) Раздайте и их тоже. «Сколько яблок на тарелке?» (Ни одного не осталось.) «Сколько яблок дали каждому гостю? (По одному.) «Сколько желтых, красных яблок?» (Много). «Сколько всего яблок?» (Яблок много, среди них есть и красные, и желтые.)
Поиграйте в игру «Один — много». «Каких предметов много на кухне?» (Тарелок, ложек.) «А один предмет?» (Ваза, картина и т. д.) В ванной: одно зеркало, ванна, коврик, много тюбиков с шампунем, полотенец и т. д. На улице: много домов, листьев и т. д.
Необходимый инвентарь: пуговицы разного цвета, размера и формы.
Ход игры: у всех дома есть пуговицы. С их помощью можно придумать самые разные игры. Положить, например, в одну миску круглые пуговицы (они могут быть разного цвета и размера), а в другую — квадратные. Поровну ли их, каких больше, меньше? Или положить в одну красные круглые пуговицы, а в другу синие квадратные. Считать так же можно листочки, камешки: на улице, на реке.
Речевое развитие
1.Составлять простые предложения.
2.Поддержать беседу о происходивших недавно событиях.
3.Использовать речь, для получения новой информации.
4.Повторять сюжет знакомой сказки, опираясь на картинки или иллюстрации.
5.Выполнять несколько последовательных действий по просьбе взрослого.
6.Рассказывая о себе, говорить “Я”.
Игры:
Необходимый инвентарь: мяч, несколько предметов (или игрушек знакомых ребенку)
Ход игры: положить на стол небольшой мяч. Вокруг него разложить несколько предметов. Теперь поинтересуйтесь у ребенка «Где лежит мячик?» — «На столе». Задайте вопрос по- другому: «Около чего лежит мячик?», «Перед чем лежит мячик?», «За каким предметом лежит мячик?», «Недалеко от чего лежит мячик?», «Напротив, чего лежит мячик?» и т. П
Ход игры: прочитать детям короткие стихотворения, делая паузу перед произнесением последнего слова. Стихи рифмованы таким образом, что последняя рифма не всегда соответствует смыслу текста.
-Знает это ребенок любой
У апельсина цвет… (голубой — оранжевый).
-Корова мычит,
Поросенок хрюкает,
Тигр рычит,
А собака… (мяукает — лает).
-Как на нашей улице
Крякали две… (курицы -утки).
-Известно каждому ребенку,
Что лошадь — мама… (жеребенка).
-Цыплята знают, что поутру
Их папу все слышат! Ведь он… (кенгуру — петух)
Физическое развитие
1.бегать, при необходимости малыш может ускорять или замедлять темп, огибать препятствия, резко менять направление движения.
2.прыгать, ребенку уже удается прыгать вверх на 1 или 2 ногах, вперед или в стороны.
3.сохранять равновесие, поднимаясь по наклонной доске, прогуливаясь по бордюру.
4.стоять на 1 ноге в течение нескольких минут. В норме, если, находясь в таком положении ребенок расставляет руки и немного шатается. Умение стоять прямо на одной ноге, не прибегая к балансировке, появится ближе к 6-ти годам.
5.использовать разные приемы, играя в мяч: ловить двумя руками, кидать 1 или 2 руками, кидать вперед, назад, через голову, влево, вправо, вверх.
6.ходить на носочках, пяточках.
7.самостоятельно подниматься и спускаться по лестнице.
Игры:
1. «Ветер качает деревья».
Ход игры: в исходном положении — ноги на ширине плеч, а руки подняты вверх. Необходимо выполнять наклоны корпуса. Сначала выполняется наклон влево, при котором производится вдох, вернуться в исходное положение — выдох, затем вправо — вдох, выпрямиться — выдох. Повторить наклоны в каждую сторону необходимо 5-6 раз.
2. «Мячики»
Ход игры: приняв произвольное исходное положение необходимо выполнять прыжки на месте, прыжки вперед и назад, вправо и влево двумя ногами, а затем поочередно на каждой ноге.
Бытовые навыки
1.Одеваться и раздеваться.
2.Кушать при помощи столовых приборов (ложка, вилка).
3.Пить из чашки.
4.Убирать игрушки по местам.
5.Пользоваться горшком.
6.Мыть руки, лицо.
Игры:
Необходимый инвентарь: ванная комната, детское мыло, полотенце.
Ход игры: родители «Мы подойдем к раковине, откроем кран и пустим теплую воду, а сейчас мы возьмем мыло и сделаем себе красивые «белые перчатки». Поэтапно объясните процесс намыливания рук. Ребенок намыливает руки без воды до образования белой пены, затем кладем мыло в мыльницу и распределяем мыло по рукам круговыми движениями. Обращаем внимание ребенка на то, что у него получились модные «белые перчатки». Затем предлагаем совместить ладошки, сделать маленькую щелочку (отверстие) и тихонько подуть в это отверстие, у нас с другой стороны ладоней выходит мыльный пузырь. Эмоционально фиксируем появление пузырей. Если дотронуться до них пальчиком, то пузыри лопаются потому, что они нежные и воздушные. Если не получается надуть мыльный пузырь, проводим совместные действия с ребенком, помогая ему почувствовать радость от предвкушения появления этого пузыря. После этого мыло смывается под струей теплой воды и руки вытирают насухо полотенцем.
В работе можно использовать различные стихи и потешки. Например, первая потешка:
«В кране булькает вода.
Очень даже здорово!
Умывается сама…(имя и фамилия ребенка)»