Чем занять подростка в свободное время? Этот вопрос, наверное, волнует каждого родителя в современном обществе.
Как правильно организовать досуг, избежать влияния вредных привычек — вот об этих проблемах и пойдет сегодня речь.
А что такое вообще увлечения в подростковом возрасте?
Считается, что подростковый возраст без увлечений подобен детству без игр. Как правило, увлечения имеют внеучебный характер.
Со школьным обучением пересекаются только интеллектуально-эстетические — история, музыка, цветоводство, рисование, радиотехника. Бывает, что увлечение любимым делом отрывает ребенка от учебы в школе.
Эгоцентрические увлечения — изучение редких иностранных языков, увлечение стариной, занятия модными видами спорта, участие в художественной самодеятельности. То есть любое дело становится лишь средством демонстрации своих успехов. Подростки стремятся выделиться оригинальностью своих занятий, возвыситься в глазах окружающих. Этим ребятам также свойственны и лидерские увлечения, которые сводятся к поиску ситуаций, где можно что-то организовать, руководить сверстниками. Они меняют группы, секции, кружки до тех пор, пока не найдут ту, где могут стать лидерами.
Телесно-мануальные увлечения связаны с намерением укрепить свою силу, выносливость, приобрести ловкость. К ним относятся спорт, вождение мотоцикла, картинга.
Накопительские увлечения — коллекционирование во всех его видах, которое может сочетаться с познавательной потребностью (марки), с накоплением материальных благ (старинных монет, дорогих камней), с желанием следовать моде — наклейки, этикетки, пачки от сигарет.
К сожалению, в настоящее время некоторые увлечения подростков становятся вредными для их возраста:
Самый примитивный вид увлечений — ииформативно-коммуникативный, в которых проявляется жажда получения новой, не слишком содержательной информации, не требующей никакой критической переработки, и потребность в легком общении со сверстниками во множестве контактов, позволяющих этой информацией обмениваться: это многочасовые пустые разговор в дворовой компании, созерцание происходящего вокруг — витрин магазинов, уличных происшествий, «глазение» в телевизор.
Такое времяпрепровождение трудно назвать увлечением, но оно очень характерно для большей части подростков. Именно в их среде возникают основные проблемы, связанные с азартными играми, противоправны поведением, ранней алкоголизацией, токсикоманией наркоманией, бродяжничеством.
Начиная с 2006 г. в американском городе Чикаго подростки из состоятельных семей, недовольные формой своих носа и ушей, стали прибегать к услугам пластических хирургов. Самые популярные операции сейчас – это когда юные пациенты хотят быть похожими на звезд, Бритни Спирс или Джастина Тимберлейка. Основная причина — подростки не хотят, чтобы их дразнили школе. А вот о том, что пластические операции носа одни из самых сложных в пластической хирургии, он не задумываются, и неизвестно, как будет выглядеть под росток через лет пять-шесть. А уж об огромных деньгах своих родителей таким подросткам просто нет времени призадуматься.
У японских детей тоже появилось новое увлечение. Они перевоплощаются в героев популярных комиксов, мультфильмов и видеоигр, и в таком виде разгуливаю по улицам. Посмотреть на оживших персонажей обычно собираются огромные толпы зрителей и фотографов, которые и оценивают проявленные фантазию и мастерство. Вроде бы и интересно, но каждый подобный костюм обходится родителям в «кругленькую» сумму денег.
Музыкально-спортивное увлечение брейкеров захлестнуло многих подростков и молодежь в современном мире. Брейк (от англ. Ьгеак-dаnсе) — особый вид танца, включающий разнообразные спортивно-акробатические элементы, которые постоянно сменяют друг друга, прерывая начавшееся было движение. Есть и другое толкование — в одном из значений брейк означает «изломанный танец» или «танец на мостовой». Поклонники этого течения объединены самозабвенной страстью к типцам, стремлением их пропагандировать и демонстрировать буквально в любой ситуации. Да, это спорт, это красиво, но порой это опасно, да и появление групп брейкеров в людных местах не всегда приятно окружающим.
А вот об увлечениях граффитчиков можно поспорить. Если подростки организованно, в специально отведенных для этого местах, проводят соревнования по искусству росписи на любой поверхности с помощью баллончиков, то это привлекает внимание многих прохожих. Но вот расписанные стены домов и заборов в любом населенном пункте страны вряд ли обрадуют взрослого человека. Скорее всего, подобные действия «экстрималов» граффитчиков граничат с преступлением — порчей общественного, личного имущества или с вандализмом.
Особо хотелось бы обратить ваше внимание на увлечение подростками сотовыми телефонами. Для взрослых людей в настоящее время сотовая связь стала просто необходима — она неотъемлемая часть современного делового мира. А вот подростки и некоторая часть молодежи чаще всего используют мобильники в качестве игрушек. Например, в 2006 г. шведские подростки увлеклись сверхпопулярной в Европе игрой «Bot-Fiqhters». В «Bot-Fiqhters» каждый игрок должен найти и убить соперника с помощью СМС. Уже сейчас этой забавой увлечено более 10 тыс. человек. Но при этом взрослые озабочены тратой денег детей, ведь за СМС надо платить. Да и в стремлении «убить» своего соперника с помощью СМС мало хорошего.
Алан Прис, глава отделения биофизики Бристольского онкологического центра, на полчаса дал телефона ребятам 10—11 лет. У половины они работали в режиме разговора, у других были отключены. А потом ученый провел нейрофизиологические тесты. У тех, кому доставались включенные мобильники, все реакции оказались замедленными.
Другой эксперимент показал, что даже после двухминутной беседы у подростков 11—13 лет меняется биоэлектрическая активность мозга. В норму она! приходит лишь через два часа. Что это значит? У ребенка меняется настроение, он хуже воспринимает материал на уроке, если во время переменки болтал по сотовому телефону.
Многие врачи предупреждают:
Следующая информация для размышления. Увлечение аудио- и МРЗ-плеерами привело к ухудшению слуха у трети американских подростков. Такие данные были получены в ходе полномасштабного исследования среди молодежи.
По данным опроса, подростки пользуются плеерами намного чаще взрослых и предпочитают слушать музыку на максимальной громкости: чрезвычайно громкую музыку слушают 28 % тинейджеров.
Увлечение громкой музыкой заметно отразилось на слухе подростков: 29 % опрошенных заявили, что имеют привычку постоянно переспрашивать собеседника в ходе разговора, а 17 % пожаловались на постоянный звон в ушах.
Исследователи предупреждают, что под воздействием громкого звука может возникать временная деградация клеток слуховых рецепторов. В случае частого, долгого и интенсивного воздействия рецепторы теряют способность к восстановлению и поражение становится необратимым.
По данным американских ученых, предельный безопасный для здоровья уровень звука — 85 децибел в течение 8 часов ежедневно (звук пылесоса). Подъем уровня громкости звука на 3 децибела означает, что безопасный период его воздействия сокращается вдвое.
А вот еще один способ проведения свободного времени. Ваши дети часами просиживают за компьютером, играя в компьютерные игры. При этом забывая, что компьютер сильно вредит зрению.
Зрение человека, сформированное в ходе длительной эволюции, оказалось мало приспособлено к зрительной работе с компьютерным изображением. Экранное изображение отличается от естественного тем, что оно:
— самосветящееся, а не отраженное;
— имеет значительно меньший контраст, который еще больше уменьшается за счет внешнего освещения;
— не непрерывное, а состоит из дискретных точек — пикселей;
— мерцающее (мелькающее), т.е. точки с определенной частотой зажигаются и гаснут; чем меньше частота мельканий, тем меньше точность установки аккомодации;
не имеет четких границ (как на бумаге), потому что пиксель имеет не ступенчатый, а плавный перепад яркости с фоном.
Зрительная нагрузка возрастает из-за необходимости постоянного перемещения взора с экрана на клавиатуру и бумажный текст.
Широкое распространение компьютеров в мире вызвало целый ряд жалоб на здоровье пользователей персональных компьютеров, и наибольшее их количество приходится на заболевания глаз. С недавних пор в офтальмологической и оптометрической литературе утвердился термин «компьютерный зрительный синдром» (СУ8).
Как же проявляется СУ8 и каковы его симптомы? Жалобы людей, проводящих длительное время за экраном монитора, можно разделить на две группы: «зрительные» и «глазные».
К первым относятся:
— затуманивание зрения (снижение остроты зрения);
— замедленная перефокусировка с ближних предметов на дальние и обратно (нарушение аккомодации);
— двоение предметов;
— быстрое утомление при чтении. Ко вторым:
— жжение в глазах;
— чувство «песка» под веками;
— боли в области глазниц и лба;
— боли при движении глаз;
— покраснение глазных яблок.
Эти явления обычно объединяют термином «астенопия» (буквальный перевод — отсутствие силы зрения). Указанные жалобы встречаются у значительного процента пользователей ПК и зависят как от времени непрерывной работы за экраном, так и от ее характера. У части пользователей астенопия проявляется через 2 часа, у большинства — через 4 часа.
Словом, увлечения для подростков могут быть самыми разными. Следует оценить только вредны они или полезны. Если же вы хотите направить энергию своего чада в какое-то более безопасное русло, надо постараться вместе с ним придумать новое интересное занятие, которое его увлечет.
Подросток, с вашего позволения или без него, будет стараться найти свое место под солнцем. Ведь основная его деятельность в этом периоде – это поиск себя. Интересы и хобби могут меняться чуть ли не каждую неделю, и в этом нет ничего страшного. Главное – понимать своего ребенка. У него непростой период. Он впервые начинает принимать решения за себя и готов их защищать. В такие моменты важно сохранять спокойствие именно Вам, родителям. Подросток должен знать, что есть место и люди, где его принимают. И, в первую очередь, это дом и семья. Ваша задача – предоставить своему ребенку возможность самостоятельного выбора.
И помните – ваша задача именно предложить, а не настаивать и уж тем более не принимать за него решение. Родительский дом должен сохранять статус безопасного и принимающего места.
В завершение, хотелось бы посоветовать вам, родителям, совместно со своими детьми разумно организовывать свободное время, чтобы никакие «модные» увлечения не разрушали личную жизнь подростков.