Речь – удивительно сильное средство,
но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им.
Г. Гегель.
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условий развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. По данным статистики, число речевых расстройств у детей дошкольного возраста неуклонно растет, в связи с чем актуальность проблемы раннего их выявления и коррекции становится неоспоримой. Тактика «выжидания» в данном вопросе себя полностью изжила и должна быть заменена активной специальной помощью детям, начиная с раннего возраста. Нужно не пропустить обследование у логопеда, дефектолога. Всегда легче предупредить, чем устранить! К сожалению, все чаще можно видеть самоустранение некоторых родителей от проблем развития ребенка, низкий уровень педагогической наблюдательности по отношению к своему малышу, а недостаточная их информированность приводит к ошибкам в выборе необходимой литературы, игр и пособий по развитию речи ребенка в семье.
Нашей целью в работе в рамках ранней помощи является профилактика и преодоление возможных рисков возникновения тяжелых нарушений речевого развития через максимальное вовлечение родителей в коррекционный процесс. Наша задача выявлять уровень речевого развития ребенка и формировать у родителей адекватное восприятие проблем воспитания и обучения; моделировать совместно с родителями систему работы, направленную на преодоление задержки речевого развития; обучать родителей коррекционным приемам работы с ребенком, повышать их уровень педагогической компетентности.
На начальном этапе нашей работы с родителями мы проводим первичное информирование. Информирование может быть по телефону и при личной встрече в центре о содержании работы специалиста. Далее, после первичного обследования и изучения анамнеза ребенка, проходит консультирование по итогам диагностики и обозначенной родителями проблеме. Задача специалиста, после проведенной работы, определить индивидуальный образовательный маршрут ребенка с целью оказания ему комплексной коррекционно-развивающей помощи, при этом активно включать родителей (законных представителей) в данный процесс. По мере осуществления помощи, мы стараемся обучить родителей методам профилактики и коррекции нарушений речевого развития. После прохождения коррекционно-развивающей помощи, специалист проводит консультирование для родителей по результатам коррекции речи и дает рекомендации по развитию речевых навыков дома.
Основной формой работы с ребенком и родителями в рамках ранней помощи является игровой сеанс. Игровой сеанс направлен на решение основных задач ранней помощи: реализацию индивидуально-ориентированной программы сопровождения ребенка, оценку динамики речевого развития ребенка, нормализацию детско-родительского взаимодействия. В сеанс входят разные виды совместной деятельности специалиста, родителя и ребенка. Специалист планирует структуру игрового сеанса индивидуально для каждого ребенка в соответствии с содержанием поставленных задач.
В структуру игрового сеанса могут входить:
— наблюдение за свободной игрой ребенка с целью оценки динамики;
— сопровождение свободной игры ребенка с целью решения задач коррекционно-развивающей программы и др.;
— наблюдение за совместной игрой ребенка и родителя, с целью обследования стратегий родительского поведения (образовательно-воспитательных компетенций);
— обучение специалистом родителей техникам стимуляции и поддержки развития ребенка;
— совместная игра специалиста с ребенком и родителем, с целью решения задач коррекционно-развивающей программы;
— индивидуальное занятие специалиста с ребенком с целью решения программы;
— беседа с родителями: обсуждение результатов совместной работы, планирование работы на дому и др.
Кроме того, на игровом сеансе специалист:
— организует среду, отвечающую содержанию поставленных задач и основным принципам построения развивающей среды;
— способствует, чтобы все участники взаимодействия на игровом сеансе находились в состоянии эмоционального комфорта;
— обеспечивает возможность ребенка самостоятельно регулировать степень своего участия во взаимодействии.
Хочется отметить, что в нашей работе большое значение имеет работа по включению родителей в совместную деятельность. И родители, и специалист стремятся помочь ребенку, достичь положительных результатов, но только во взаимодействии и в совместных стараниях можно достигнуть большего результата и более прочного. Опыт показывает, что проведение совместных коррекционно-развивающих занятий с родителями, их активное участие в образовательном процессе является необходимым критерием для успешного развития ребенка. Родители, активно участвуя в игровых сеансах, видят изменения в процессе развития своих детей, и это придает им уверенность. Они лучше начинают понимать своих детей, что дает возможность им правильно взаимодействовать, рефлексировать изменение в своем поведении и поведении ребенка, выбрать правильные для себя методы и приемы по развитию речевых навыков у своего малыша дома. Благодаря такой форме работы, у родителей формируется потребность в самообразовании, в приобретении развивающих игрушек, детской литературы, появляется мотивация на систематические занятия с детьми, повышается заинтересованность в успешном развитии своего ребенка.
Список литературы:
Мазанкина Ирина Петровна,
учитель-логопед
Маришина Елена Александровна,
учитель-дефектолог