ПРОГРАММА СЕМИНАРА
04.12.2024 г. специалисты отдела психолого-педагогической помощи ГБУ «Психолого-педагогический центр» г.о. Тольятти провели городской семинар-практикум «Эмоционально-волевые нарушения у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Методы и приемы работы педагога-психолога».
В работе семинара приняли участие 22 педагога-психолога из образовательных организаций города, работающих с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
На семинаре специалисты центра делились методами и приемами работы, которые используют в своей работе по коррекции эмоционально-волевых нарушений с детьми.
Семинар открыла методист отдела психолого-педагогической помощи Пестрикова Е.Д. Она рассказала о важности развития эмоций. Эмоции сопровождают всю нашу жизнь, с самого рождения, но нельзя совершать поступки исключительно под влиянием эмоций: человек должен уметь сознательно ими управлять. Развитие эмоционально — волевой сферы является не только предпосылкой успешного усвоения знаний, но и определяет успех обучения в целом, способствует саморазвитию личности.
Педагог-психолог Кретова В.В. представила коррекционно-развивающую программу «Коррекция эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ».
Цель программы: стабилизация эмоционально-волевой сферы методом телесной терапии.
Специфика программы состоит в том, что упражнения подбираются с учетом эмоциональных особенностей детей (замкнутые, недоверчивые либо наоборот очень впечатлительные, активные) и физиологических особенностей (дети с проблемами в развитии ОДА).
Также программа используется для работы с детьми с поведенческими и эмоционально-волевыми нарушениями. В группу набираются дети с гиперактивностью, агрессивными проявлениями, с тревожностью, неуверенные и замкнутые в возрасте 4-6 лет.
Виктория Валерьевна показала наиболее эффективные упражнения, которые использует с детьми «Волшебные ниточки», «Совместное рисование на мольберте», «Парное рисование на стекле», «Балансиры».
Все упражнения направлены на активацию правого полушария, отключение логики и рациональности, включение и развитие творческого потенциала. Они помогают справиться с тревожным состоянием, неуверенностью и агрессией.
Все упражнения вызвали особый положительный эмоциональный интерес у участников городского семинара.
Продолжила семинар педагог-психолог Волкова Т.А. Она рассказала о профилактике эмоционально-волевых нарушений у младших школьников средствами сказкотерапии.
Цель сказкотерапии: помочь ребёнку преодолеть тревожность и страхи, исправить негативные черты характера, раскрыть способности и внутренний мир.
Основатель метода Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева.
Волкова Тамара Андреевна продемонстрировала открытое занятие по сказке Анны Смирновой «Королева капризов».
На основе этой сказки было разработано занятие «Исполнение желаний» для обучающихся 1-4 классов. Занятие построено по определенному плану:
Далее педагог-психолог Семёнова С.А. рассказала об использование техник «Песочница» и «Флакончики» в коррекции эмоционально-волевой сферы детей.
Флакончики обладают удивительной магической способностью влиять на чувства и мысли человека. Каждый цвет, аромат, арт-дизайн вызывает определенные ассоциации и эмоции, что позволяет человеку погрузится в свой внутренний мир переживаний на различных уровнях.
Техника «Флакончики» — это уникальный в своем роде подход, применяемый в песочной терапии, сочетающий в себе элементы сенсорно-интегративной терапии, приемы идентификации воображаемого объекта (образ, чувство, «симптом», ситуация, и т.д.) в визуальный объект (флакон) для дальнейшей вербализации и проработки неосознаваемых переживаний. Этот подход позволяет глубже понять бессознательное, выявить симптомы и проблематику, способствует инсайту и осмыслению переживаний клиентом.
В процессе работы человеку предлагается взаимодействовать и выбирать флаконы, соответствующие его переживаемой ситуации. Этот выбор может быть интуитивным, и именно он становится первым шагом к осмыслению своих эмоций, своеобразным мостом между сознательным и бессознательным, позволяя клиенту перенести свои внутренние переживания на внешний объект.
Психолог помогает исследовать свои ощущения, связанные с выбранными флакончиками и переживаемой ситуацией. На этой стадии важна и естественным образом включается вербализация – человек описывает, что он чувствует, какие мысли возникают.
Здесь он может взглянуть на ситуацию по-другому, осознать что-то новое в себе, в своих проблемах, понять свои внутренние конфликты, как они влияют на его жизнь, увидеть пути реализации или разрешения проблем.
В заключении психолог помогает осмыслить полученные знания и сделать выводы, о том, как они могут использоваться человеком для дальнейшей коррекции своего состояния, поведения, взаимодействий и отношений. Взаимодействие с флакончиками помогает не только осознавать свои чувства, но и трансформировать их.
Педагог-психолог О.Г.Шмидт рассказала о применении методики «Цветовые зоны регуляции».
Цель методики: научиться лучше понимать и контролировать свои эмоции.
Не каждый взрослый в полной мере осознаёт и контролирует свои эмоции. Ребёнку это ещё труднее. Чтобы помочь детям разбираться в собственных чувствах и лучше себя контролировать, Лея Кайперс, эрготерапевт, работающий в общеобразовательных школах, разработала особый метод – «Зоны регуляции».
Это когнитивно-поведенческий подход, помогающий учащимся осознать свои эмоции и научиться самостоятельно регулировать своё состояние.
Зоны можно сравнить с сигналами светофора. Зелёная зона – зелёный свет, можно смело двигаться вперед в учебе. Жёлтая зона – будьте внимательнее. Красная зона – стоп!
А синяя зона – как дорожный знак «зона отдыха» для восстановления сил и перезагрузки.
Быть в зелёной зоне – не всегда обязательное требование. Например, если дети весело играют или участвуют в спортивных соревнованиях, их возбуждение оправдано и уместно. Но жёлтая зона на уроке или в библиотеке – это повод принять меры для помощи ребёнку.
Зоны регуляции учат ребёнка анализировать своё состояние (и состояние людей вокруг), оценивать социальный контекст и подбирать способы, помогающие справиться со своими эмоциями: успокоиться, отвлечься, взбодриться. У детей появляется возможность проговорить, выразить то, что они чувствуют, за счёт этого лучше понять чувства окружающих, найти общий язык и избежать конфликтов.
В заключении семинара педагог-психолог Пестрикова Е.Д. продемонстрировала открытое занятие, в ходе которого участники постарались проанализировать своё состояние и осознать свои эмоции, а также научиться самостоятельно регулировать своё состояние.
Каждый человек сам определяют, в какой зоне он находится:
Красная зона характеризуется высоким напряжением и самыми выраженными эмоциями. Ребёнок сильно воодушевлён или, наоборот, озлоблен, агрессивен, вспыльчив, испуган.
Для жёлтой зоны тоже характерно повышенное напряжение, но здесь эмоции ещё находятся под контролем. Ребёнок может быть расстроен, обеспокоен, встревожен, возбуждён или же просто голоден.
Зелёная зона – спокойное состояние. Ребёнок ощущает себя счастливым, удовлетворённым, он сосредоточен и настроен на учебу. Именно в зелёной зоне обучение наиболее эффективно.
Синяя зона характеризуется сниженной активностью, когда ребёнку грустно, скучно, он устал или плохо себя чувствует.
На протяжении всего семинара отмечался высокий уровень заинтересованности аудитории. Учителя-логопеды и учителя-дефектологи ОО высоко оценили организационную сторону мероприятия, ценность и актуальность представленного материала, возможность его практического использования, выразили пожелания дальнейшего сотрудничества со специалистами психологического центра.
Методист отдела психолого-педагогической помощи
Пестрикова Елена Дмитриевна