Программа городского семинара
«Методы и приемы работы при сопровождении детей с
ОВЗ специалистами психолого-педагогического центра»
Дата проведения: 22.05.2024 г.
13.30 – 14.00 — регистрация участников семинара
14.00 – 14.05 — вступительное слово методиста отдела психолого-педагогической помощи ГБУ «ППЦ» Пестриковой Е.Д.
14.05 – 16.00 — выступления ведущих семинара:
Городской семинар «Методы и приемы работы при сопровождении детей с ОВЗ специалистами психолого-педагогического центра»
22.05.2024г. специалисты отдела психолого-педагогической помощи ГБУ «Психолого-педагогический центр» г.о. Тольятти провели городской семинар-практикум «Методы и приемы работы при сопровождении детей с ОВЗ специалистами психолого-педагогического центра».
В работе семинара приняли участие 44 специалиста образовательных организаций города, работающие с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Это учителя-логопеды и учителя-дефектологи.
На семинар-практикуме специалисты центра делились методами и приемами, которые используют в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.
Семинар открыла учитель-логопед отдела психолого-педагогической помощи Костальон Н.А. с темой «Автоматизация звуков в речи у детей с ОВЗ посредством нейроигр».
Единство мозга складывается из согласованной деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон. Благодаря межполушарным взаимодействиям осуществляется передача информации из одного полушария в другое, обеспечивается целостность и координация работы мозга. Без слаженной работы обоих полушарий головного мозга не будет ни общения, ни познания. Поэтому с самого раннего детства необходимо развивать межполушарные связи. Чем лучше будут развиты эти связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.
Наталья Александровна продемонстрировала открытое занятие с ребенком 6,5 лет «Автоматизация звука «Р» в слогах словах с использованием нейроладошек».
Учитель-логопед Слиткова Т.А. представила методическую разработку «Занимательные упражнения на дифференциацию оппозиционных по звонкости-глухости согласных звуков и букв у обучающихся младшего школьного возраста (на материале сказок и мультфильмов)»
Методическая разработка посвящена проблеме коррекции нарушений устной и письменной речи у детей младшего возраста школьного. В работе представлен комплекс занимательных упражнений на дифференциацию звуков и букв на материале сказок и мультфильмов.
Использование сказочного материала в логопедической работе поможет привлечь внимание и интерес детей к сказкам, обогатить их устную речь и повысить мотивацию к занятиям по коррекции нарушений устной и письменной речи.
Цель разработки: обеспечить образовательный процесс методическим комплектом, который поможет учителям-логопедам, учителям начальных классов, педагогам психологам, родителям поддерживать у детей интерес к занятиям, сконцентрировать их неустойчивое внимание, вызвать положительные эмоции, стать основой для установления контакта с трудными детьми, а значит, будет способствовать достижению наибольшего эффекта в коррекции.
Практическая часть выступления была представлена следующими заданиями:
«Г» и «К» Хлопни-топни», «Музыкальная шкатулка», «Занимательные сказочные рифмы», «Сказочное караоке». Все упражнения вызвали особый положительный эмоциональный интерес у участников городского семинара.
Учитель-логопед Богданова О.М. продемонстрировала открытое занятие с обучающимися 2 класса с ЗПР «Дифференциация букв, имеющих акустическое и оптическое сходство «Ш – Щ».
Цель занятия: дифференциация звуков «Ш – Щ»; букв «Ш – Щ» в словах.
Занятие проходило в виде сказочного путешествия, использовались упражнения по артикуляционной гимнастики с диафрагмальным дыханием «Надуй шарик», «Мыльные пузыри» и игра на развитие фонематического слуха «Поймай звук».
Продолжили семинар учителя-логопеды Зотова С.В. и Сидорова Е.В. Они представили разнообразные виды упражнений и заданий по теме «Предупреждение нарушений чтения и письма у дошкольников и младших школьников».
Для овладения обучающимися навыком письма, педагогу следует развивать умения зрительно анализировать и синтезировать полученную информацию. С этой целью необходимо: специально организовывать восприятие детей, формировать у них умение не просто смотреть, но и рассматривать, выделять существенные признаки и свойства предметов и явлений, произвольно регулировать процесс восприятия и контролировать его результаты. Для этого предлагаем детям сборно-разборные игрушки, разрезные картинки, игры «Узнай по одной части», «Часть и целое».
Особый интерес у аудитории вызвали игры «Волшебное стекло», «Обведи точно», «Ловец мыльных пузырей».
Далее учитель-дефектолог Карихт Н.Е. рассказала о применении дидактической игры «Хочу все знать» в коррекционно-развивающей работе с детьми младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Дидактическая игра «Хочу все знать» адаптирована от игры «Активити».
Цель игры: развивать познавательную деятельность детей 7 – 12 лет с ЗПР.
Задачи:
— формировать представления об окружающем мире и активизировать речевую деятельность детей;
— развивать целостность и дифференциацию восприятия;
— активизировать долговременную и оперативную память, произвольную память;
— формировать операции наглядно-образного и абстрактно-логического мышления;
— развивать устойчивость и концентрацию внимания.
Дети активно принимают участие в игре. У них развивается наглядно-образное мышления, усиливается мотивация обучения, формируется умение принимать оптимальное решение в различных ситуациях, учатся осуществлять контроль во время игры и давать обратную связь.
Завершила городской семинар-практикум учитель-логопед Скидан Е.Л.с темой «Методы и приемы работы по формированию связной речи у младших школьников»
Связная речь – это детальное изложение определенного содержания, которое осуществляется логически, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. Переход к связной речи становится возможен только тогда, когда у ребенка достаточный словарный запас, он умеет составлять логичные и развернутые фразы. Для того чтобы смысл сказанного был понятен, ребенку необходимо не просто складывать слова в предложения, но и связывать между собой предложения в определенной логичной последовательности. Именно это является основой для связной речи и полноценной письменной.Екатерина Леонидовна предложила следующие методы работы, которые можно использовать в начальной школе:
На протяжении всего семинара отмечался высокий уровень заинтересованности аудитории. Учителя-логопеды и учителя-дефектологи ООвысоко оценили организационную сторону мероприятия, ценность и актуальность представленного материала, возможность его практического использования, выразили пожелания дальнейшего сотрудничества со специалистами психологического центра.
Методист отдела психолого-педагогической помощи
Пестрикова Елена Дмитриевна