Речь – один из наиболее мощных факторов развития ребёнка. Она служит основным средством общения людей. Речь одновременно — необходимая основа мышления и его орудие. Мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и др.) развиваются и совершенствуются в процессе овладения речью. От уровня речевого развития зависит общее интеллектуальное развитие. Речь выступает как средство регуляции психической деятельности и поведения, организует эмоциональные переживания. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения.
Дети с нарушениями речи входят в группу риска по адаптации в школе. Речевые дефекты отражаются на общем развитии ребёнка, на формировании психической деятельности. Они ограничивают познавательные возможности и эмоциональные проявления, могут порождать нежелательные личностные качества и особенности поведения, нарушают межличностные отношения. Ребенок испытывает трудности в общении со сверстниками и учителями. Нарушения речи мешают ребенку благополучно учиться, быть уверенным в своих силах, выбрать интересную специальность. Часто над такими детьми насмехаются, дают им обидные клички. Ежедневное травмирование психики приводит к чувству одиночества и незащищенности, ребенок чувствует неуверенность в себе, в своих способностях.
Все это может спровоцировать различные виды девиантного поведения. Ребенок может ожесточиться, стать агрессивным, грубым, лживым, избивать своих обидчиков. Такой ребенок способен сорвать урок, прогулять школу, уйти из дома. Как отвлекающий фактор от своих внутренних проблем, ребенок может очень рано начать курить и употреблять алкоголь, наркотики. Своевременная коррекция речевой патологии является одним из способов профилактики девиантного поведения детей и подростков. [1]
В последнее время отмечается увеличение количества детей с различными нарушениями в развитии, с затруднениями в обучении, трудностями в адаптации. Большой процент этих детей имеет нарушения устной и письменной речи. Для них характерна выраженная неравномерность развития отдельных сенсомоторных и интеллектуальных функций. Нередко затруднения в обучении у таких детей возникают в связи с тем, что не созрели определенные функции, происходит дисгармония созревания головного мозга и нарушения межполушарного взаимодействия.
Для преодоления имеющихся у них нарушений речевого развития, предупреждения развития патологических состояний, укрепления психического здоровья полезно проведение комплексной коррекционной работы. Одним из составляющих элементов такой работы является кинезиологическая коррекция.
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через специальные двигательные упражнения
Механизм метода кинезиологической коррекции направлен на профилактику и коррекцию возникновения психофизиологических отклонений в развитии, что позволяет не только снять отдельный симптом, но и улучшить функционирование, повысить продуктивность протекания психических процессов [2].
Упражнения, направленные на развитие межполушарного взаимодействия, в основном состоят из движений рук, пальцев рук, ног, языка, глаз. Отрабатываются симметричные движения, противоположные, перекрестные. Особое значение имеют упражнения, в которых используются одновременные разнотипные движения рук (одна рука делает одно движение, другая другое). В отличие от симметричных и согласованных движений, разнотипные движения требуют более высокого уровня регуляции.
Кинезиологические упражнения можно выполнять в любом возрасте. Для примера мы подобрали упражнения, которые будут интересны для выполнения детям подросткового возраста и юношества. Они не требуют специальных условий, их можно выполнять на занятиях, на переменах и в любое свободное время.
«Робот». Встать лицом к стене, ноги на ширине плеч, ладони лежат на стене на уровне глаз. Передвигаться вдоль стены вправо, а затем влево приставными шагами, руки и ноги должны двигаться параллельно, а затем передвигаться, используя противоположные руки и ноги.
«Ухо—бровь». Правой рукой коснуться правой брови, левой рукой – левого уха. Затем хлопнуть в ладоши. Потом правой рукой коснуться правого уха, левой – левой брови. Снова – хлопок. Менять положение рук в быстром темпе.
«Маятник». 1 вариант: сделать шаг вправо, а взгляд направить влево, затем наоборот. Чередовать. 2 вариант: Шаг вправо, а язык влево. Наоборот. Чередовать.
«Симметричные рисунки». «Рисовать» на доске, на бумаге, в воздухе обеими руками линии, геометрические фигуры, предметы, буквы, слова.
«Несимметричные рисунки». «Рисовать» обеими руками разные линии, фигуры, предметы, буквы (прямая линия и кривая, квадрат и овал, солнце и облако и т.п.).
«Правая—правая и левая—левая». В положении стоя (или сидя) синхронно правой ногой (на полу) и правой рукой (в воздухе над полом) «рисовать» буквы, фигуры или предметы. То же левой ногой и левой рукой.
«Правая—левая». То же упражнение, но выполнять синхронное «рисование» правой рукой и левой ногой, потом наоборот.
«Растяжка». Соединяем левую руку и правую ногу за спиной, затем правую руку и левую ногу. Чередовать.
«Парикмахер». Правой рукой изображать движение расчесывания волос, левой – работу ножницами. Поменять движения рук.
«Портной». Правой рукой изображать работу иглой с ниткой, левой – «крутить» ручку швейной машины. Поменять движения рук.
«Ножницы». Указательный и средний палец одной руки соединяем, а другой руки — разводим в стороны (другие пальцы прижаты к ладони). Чередовать в темпе.
Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный (накапливающийся) эффект, повышая умственную работоспособность и оптимизируя психоэмоциональное состояние [3].
Таким образом, включая метод кинезиологии в деятельность специалиста по развитию и коррекции речи детей и подростков, формирование речи как высшей психической функции, будет способствовать развитию личности в целом, где речь выступает важным регулятором общения и поведения. Тем самым обеспечивать профилактику девиантных форм поведения у детей и подростков.
Список литературы:
Волкова Т.А., педагог-психолог
Слиткова Т.А., учител-огопед