Поход ребенка в школу — это большой стресс. А если малыш при этом еще и не умеет читать, когда другие его сверстники вовсю это делают, это еще больший стресс. И именно поэтому родители должны взять на себя задачу научить своего ребенка читать.
Умение читать, кроме подготовки к школе, очень положительно влияет на интеллектуальное развитие ребенка. Как показывает практика, дети, обладающие навыком чтения, опережают в своем развитии сверстников примерно в два раза. Согласитесь – весьма достойная цена за время, потраченное на обучение ребенка чтению.
В каком возрасте начинать обучение чтению?
Детские психологи и педагоги приходят к единому мнению – чем раньше малыш научится читать, тем лучше. Однако, совершенно ни к чему заставлять учиться читать 2-3 годовалого кроху. А вот к 6 годам – оптимально подходящий возраст.
Как учить ребенка читать?
Прежде чем начать играть с ребенком, давайте разберемся, что такое буква. Буква — это комбинация графических элементов (вертикальных, горизонтальных, диагональных линий, окружностей и полукружий); буква обозначает звук речи (то, что мы произносим).
Отсюда и две основные задачи, которые стоят перед взрослым:
— научить ребенка узнавать и правильно называть буквы, как комбинации разных элементов;
— научить ребенка соотносить эту комбинацию элементов со звуками речи.
У каждой буквы есть название, закрепленное в алфавите. Названия согласных букв не совпадают с произношением звуков, которые они обозначают. Например, буква К называется «КА», может обозначать твердый звук К (в слове КОТ, например) и мягкий звук К’ (в слове КИТ, например).
Возникает вопрос. Как приучать ребенка называть буквы: как в алфавите или упрощенно — звуками, которые они обозначают? Стоит ли объяснять ребенку особенности русской фонетики?
Нужно понимать, что в основе обучения чтению лежит не буква, а звук. Представьте себе, что ребенок выучил буквы «правильно», т. е. так, как принято называть их в алфавите (БЭ, ВЭ, ЭН и т. д.). Тогда при назывании букв он будет называть два звука Б и Э, В и Э, Э и Н. Это затруднит слияние звуков при чтении слогов, в результате чего сформируется побуквенное чтение. Вместо МА-МА у ребенка получится «эМА-эМА». Не удивительно, что смысл слова или предложения при побуквенном чтении очень часто будет непонятен малышу. В целом такой способ заучивания букв усложняет и удлиняет путь от послогового чтения к чтению целыми словами.
Поэтому, становится очевидным, что правильнее для ребенка называть согласные буквы упрощенно, как мы называет твердый согласный звук, который они обозначают. Не «ЭМ», а «М», не «ПЭ», а «П», не «ХА», а «X»…
Еще один очень важный вопрос. В какой последовательности легче изучать буквы дошкольнику? Если вы не ориентируетесь на последовательность букв в какой-либо конкретной «Азбуке» или «Букваре», постарайтесь первое время учитывать следующие моменты.
— Сначала изучите с ребенком гласные буквы А, О, У.
— Через некоторое время добавьте в упражнения буквы И, Ы.
— Согласные буквы начинайте изучать с тех, которые ребенок хорошо выговаривает (не нужно выбирать для начальных занятий Л и Р, например).
— Первыми надо вводить в игры буквы, наиболее часто встречающиеся в русской речи (не стоит начинать с Ц или Щ), самые простые по начертанию (не надо заучивать первыми Д, Ж, 3) и резко отличающиеся графически, например: Н, С, П, К.
— Не следует подряд вводить Б и В, Р и Ф, Г и Т — их легко спутать.
Играя, старайтесь научить ребенка слышать звуки речи, выделять их из слов, узнавать облик букв, сравнивать буквы между собой по внешнему виду и звучанию. Чем увлекательнее будут занятия с буквами, тем быстрее сформируется у малыша интерес к обучению, тем значительнее будут его успехи в овладении чтением.
Если ребенок читает очень плохо?
В некоторых случаях, не смотря на все усилия и правильные действия родителей, ребенок читает крайне плохо, чаще всего – очень медленно. Существует несколько основных причин, которые могут провоцировать развитие подобной проблемы:
Рассеянное внимание и плохая память. В том случае, если у ребенка слишком рассеяно внимание и ослаблена память, чтение для него становится настоящей проблемой. Так, например, ребенку сложно прочитать даже одно предложение – дойдя до третьего слова, он забывает первое. Для решения подобной проблемы необходимо обратиться за помощью к детскому психологу, который начнет работать с ребенком.
Низкое активное поле зрения ребенка. В том случае, если для вашего ребенка присуща такая особенность, как пониженное активное поле зрения, ему справиться с чтением также будет крайне тяжело. При подобной проблеме ребенок сможет читать лишь короткие слова, так как в поле зрения ему удается удерживать лишь три – четыре буквы. Для коррекции подобной проблемы необходима серьезная работа специалистов.
Скудный словарный запас. В том случае, если у ребенка слишком маленький словарный запас, его скорость чтения также может замедляться, ведь ребенок непроизвольно будет снижать темп чтения, пытаясь осмыслить прочтенное. Эта проблема не слишком страшная – ведь словарный запас ребенка будет неуклонно расти. И, кстати говоря, чтение в данном случае является лучшим решением проблемы.
Логопедические проблемы. В том случае, если ребенок не выговаривает какие – либо звуки, было бы наивным ожидать от них хорошего чтения. Поэтому, прежде чем начинать учить читать подобных деток, стоит уделить особое внимание занятиям с логопедом.
Защитите здоровье своего ребенка!
Начиная обучать ребенка чтению, не забывайте одну простую, но весьма важную истину – развитие детского зрительного аппарата продолжается примерно до семилетнего возраста. Поэтому обязательно соблюдайте некоторые правила безопасности:
Время занятий. Ребенок не должен заниматься более получаса к ряду. Гораздо разумнее разбивать занятия на несколько, продолжительность каждого из которых не должна превышать пятнадцати минут.
Положение ребенка. Не менее важно и правильное положение ребенка при занятиях. Малышу еще очень рано валяться с книжкой на диване, поэтому у него должно быть свое правильно оборудованное место. Ребенок должен удобно сидеть – следите за тем, чтобы ребенок держал спину ровно, его ноги имели хороший упор на пол, а расстояние между глазами и книгой должно составлять не менее 30 сантиметров.
Освещение в помещении. Очень важно уделить должное внимание освещению. В идеале оно должно быть естественным, однако можно заниматься с ребенком и при искусственном – главное, чтобы оно было достаточно ярким, но не бьющим в глаза. Свет должен падать с левой стороны. Эти меры помогут снизить нагрузку на глаза ребенка.
Учитель-логопед
Костальон Н.А.