Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показала, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье.
В отечественной науке и практике взаимодействие психолога с родителями в основном проводится в рамках психологической консультации. Групповая работа с родителями стала развиваться более активно только в последнее время, причем, чаще всего такая работа сама по себе не является самоцелью, а проводится как дополнение к коррекционной программе. В настоящее время групповые методы получают большую эффективность в силу своей экономичности и получают в ряде случаев более высокий результат по сравнению с индивидуальной работой.
Проблема нарушенных взаимоотношений – одна из ключевых в психологическом консультировании. Подростковый возраст по своей сути противоречивый, так как подростки сами себе кажутся непонятными. Для родителей они упрямые, бунтующие, трудно контролируемые. Когда этот возраст сталкивается со «стеной непонимания» и упреков в семье, то проблемы взаимоотношений только увеличиваются. А часто бывает, что межличностные проблемы в семье «Проблемные», «трудные», «непослушные» и «невозможные» дети, так же, как дети «с комплексами», «забитые» или «несчастные» — всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье. У таких детей, отмечает В.Сатир, «очень высок риск деструктивного поведения по отношению к самим себе или к окружающим людям; их внутренний потенциал остается нераскрытым. Они часто беспомощны, постоянно ждут наказаний и не имеют возможности почувствовать личную ответственность за что-либо. Ребёнок изначально не может быть плохим. Если ребёнок ведёт себя плохо, это означает, что между родителем и ребёнком возникло недопонимание. Каждый ребёнок приходит в мир, не имея ни малейшего представления, ни о себе, ни о том, как взаимодействовать с другими людьми, что представляет из себя окружающий мир. Всему этому ребёнок учится, общаясь с людьми», в первую очередь, со своими родителями.
Спектр проблем, возникающих в процессе взаимоотношений родителей с детьми – подростками:
Родителям помогут с этим справиться три основных умения:
После того, как удалось выработать такие умения ожидается улучшение детско-родительских отношений, эмоционального климата в семье.
Как отражаются позитивные изменения на примере высказываний родителей:
— Я стала лучше владеть собой.
— Я более спокойна, менее раздражительна.
— Мы учимся доверять друг другу.
— Сейчас я стала более уверенна и могу говорить о своих потребностях.
— Мы искренне любим друг друга.
Как отражаются позитивные изменения на примере высказываний ребенка:
— Думаю, я стал лучше понимать маму.
— Наверное, я смогу доверять ей.
— Мы проводили время вместе и это мне нравилось.
Когда отношения становятся в семье «ровными» и доверительными, качество жизнедеятельности вне её становится гораздо лучше: снимается психологическая напряжённость от того, что тебя любят, самооценка подростков приходит в равновесие, поведение становится менее демонстративным. Всё это делает взросление успешным.
Педагог-психолог
Пронина Л.В.