Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показала, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье.
В отечественной науке и практике взаимодействие психолога с родителями в основном проводится в рамках психологической консультации. Групповая работа с родителями стала развиваться более активно только в последнее время, причем, чаще всего такая работа сама по себе не является самоцелью, а проводится как дополнение к коррекционной программе. В настоящее время групповые методы получают большую эффективность в силу своей экономичности и получают в ряде случаев более высокий результат по сравнению с индивидуальной работой.
Проблема нарушенных взаимоотношений – одна из ключевых в психологическом консультировании. Подростковый возраст по своей сути противоречивый, так как подростки сами себе кажутся непонятными. Для родителей они упрямые, бунтующие, трудно контролируемые. Когда этот возраст сталкивается со «стеной непонимания» и упреков в семье, то проблемы взаимоотношений только увеличиваются. А часто бывает, что межличностные проблемы в семье «Проблемные», «трудные», «непослушные» и «невозможные» дети, так же, как дети «с комплексами», «забитые» или «несчастные» — всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье. У таких детей, отмечает В.Сатир, «очень высок риск деструктивного поведения по отношению к самим себе или к окружающим людям; их внутренний потенциал остается нераскрытым. Они часто беспомощны, постоянно ждут наказаний и не имеют возможности почувствовать личную ответственность за что-либо. Ребёнок изначально не может быть плохим. Если ребёнок ведёт себя плохо, это означает, что между родителем и ребёнком возникло недопонимание. Каждый ребёнок приходит в мир, не имея ни малейшего представления, ни о себе, ни о том, как взаимодействовать с другими людьми, что представляет из себя окружающий мир. Всему этому ребёнок учится, общаясь с людьми», в первую очередь, со своими родителями.
Спектр проблем, возникающих в процессе взаимоотношений родителей с детьми – подростками:
Родителям помогут с этим справиться три основных умения:
После того, как удалось выработать такие умения ожидается улучшение детско-родительских отношений, эмоционального климата в семье.
Как отражаются позитивные изменения на примере высказываний родителей:
— Я стала лучше владеть собой.
— Я более спокойна, менее раздражительна.
— Мы учимся доверять друг другу.
— Сейчас я стала более уверенна и могу говорить о своих потребностях.
— Мы искренне любим друг друга.
Как отражаются позитивные изменения на примере высказываний ребенка:
— Думаю, я стал лучше понимать маму.
— Наверное, я смогу доверять ей.
— Мы проводили время вместе и это мне нравилось.
Когда отношения становятся в семье «ровными» и доверительными, качество жизнедеятельности вне её становится гораздо лучше: снимается психологическая напряжённость от того, что тебя любят, самооценка подростков приходит в равновесие, поведение становится менее демонстративным. Всё это делает взросление успешным.
Педагог-психолог
Пронина Л.В.
Я настоящим ДАЮ свое СОГЛАСИЕ на обработку своих персональных данных в Территориальной психолого-педагогической комиссии ГБУ «ППЦ» г. о. Тольятти, к которым относятся:
Обработка персональных данных осуществляется исключительно в целях обеспечения соблюдения законов и иных нормативных правовых актов; содействия в реализации конституционного права на образование своего ребенка.
Я даю согласие на использование персональных данных с целью комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ОВЗ:
Подтверждаю свое согласие на следующие действия с указанными выше персональными данными.
Я настоящим ДАЮ свое СОГЛАСИЕ на обработку персональных данных своего ребенка в Территориальной психолого-педагогической комиссии ГБУ «ППЦ» г. о. Тольятти,
— данные, удостоверяющие личность ребенка (свидетельство о рождении или паспорт);
— данные о возрасте и поле;
— данные о гражданстве;
— данные медицинской карты, полиса обязательного/добровольного медицинского страхования;
— данные о прибытии и выбытии в/из образовательных организаций;
— Ф.И.О. родителя/законного представителя, кем приходится ребенку, адресная и контактная информация;
— сведения о попечительстве, опеке, отношении к группе социально незащищенных обучающихся; документы (сведения), подтверждающие право на льготы, дополнительные гарантии и компенсации по определенным основаниям, предусмотренным законодательством (ребенок-инвалид, родители-инвалиды, неполная семья, многодетная семья, патронат, опека, ребенок-сирота);
— форма получения образования ребенком;
— изучение русского (родного) и иностранных языков;
— сведения об успеваемости и внеурочной занятости (посещаемость занятий, оценки по предметам);
— данные Представления ППк образовательной организации;
— форма и результаты участия в ГИА;
— форма обучения, вид обучения, продолжение обучения после получения основного общего образования;
— отношение к группе риска, поведенческий статус, сведения о правонарушениях;
— данные о состоянии здоровья (сведения об инвалидности, о наличии хронических заболеваний, медицинское заключение об отсутствии противопоказаний/о рекомендациях к обучению в образовательной организации; данные медицинских обследований, медицинские заключения);
— сведения, содержащиеся в документах воинского учета.
Я даю согласие на использование персональных данных ребенка с целью комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ОВЗ:
— заполнения базы данных, обследуемых на ПМПК, формирование статистических аналитических отчетов.
Обработка персональных данных обучающегося осуществляется исключительно в целях обеспечения соблюдения законов и иных нормативных правовых актов; содействия ребенку в реализации его конституционного права на образование, трудоустройство, обеспечение его личной безопасности и безопасности окружающих; контроля качества обучения и обеспечения сохранности имущества.
Настоящее согласие предоставляется на осуществление любых действий в отношении персональных данных, которые необходимы или желаемы для достижения указанных выше целей, включая (без ограничений): сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе, передачу третьим лицам — территориальным органам управления образованием, государственным медицинским учреждениям, военкомату, отделениям полиции), обезличивание, блокирование, трансграничную передачу персональных данных, а также осуществление любых иных действий с моими персональными данными, предусмотренных действующим законодательством РФ.
Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия ГБУ «ППЦ» гарантирует, что обработка персональных данных осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Я проинформирован(а), что Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия будет обрабатывать персональные данные как неавтоматизированным, так и автоматизированным способом обработки. Данное Согласие действует до достижения целей обработки персональных данных ребенка на ПМПК.
Согласие на обработку персональных данных может быть отозвано мною путем направления в территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию письменного отзыва.
Согласен/согласна с тем, что Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия ГБУ «ППЦ» г. о. Тольятти обязана прекратить обработку персональных данных в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента получения указанного отзыва.
Я подтверждаю, что, давая такое Согласие, я действую по собственной воле.