Нелегкая это задача – быть родителем подростка! Переходный возраст, когда жить чужим умом уже не хочется, а своим еще не получается, – это время испытаний как для взрослеющего ребенка, так и для его родителей. Испытание на прочность родственных чувств и семейных отношений.
Чтобы понять подростка, родителям в первую очередь нужно принять этого ребенка как самостоятельную личность. Нужно принять как дар Божий, с определенными ресурсами и способностями, которые надо рассмотреть и развить. К сожалению, проблема в том, что у многих родителей, когда их ребенок достигает подросткового возраста и начинает проявлять большую самостоятельность и инициативу, усиливается желание увидеть в нем то, что они сами не смогли реализовать в своей жизни. И начинается довольно активное давление на подростка: «Ты должен достичь большего, чем я. Ты должен быть лучше, чем я». Первое непонимание между родителем и подростком начинается именно с этого проецирования.
В первую очередь о том, как найти свой круг общения, где они смогут самореализоваться, где будут чувствовать себя комфортно. Первая ценность для них — общение.
Подросток думает о том, чтоб стать самодостаточным и уверенным в завтрашнем дне, что нужно быть образованным, иметь набор определенных знаний, бумаг, которые эти знания подкрепляют, и самое главное уметь этими знаниями оперировать. Плюс ко многим на определенном этапе приходит понимание того, что для получения каких-либо благ надо много трудиться.
К сожалению, очень распространена и другая категория детей — с гиперразвитой потребительской позицией «мне все должны». И мысли у них в основном о том, как получить то, что хочется, при этом не проявляя никакой активности.
Довольно большая часть подростков озабочена вопросом зарабатывания денег. Дети думают, где бы подработать после или даже вместо учебы. Есть дети, которые больше всего думают о своем внешнем облике, а внутренний компонент (ценности любви, дружбы, семьи, морали) в это время отходит на задний план.
Как донести до подростка, что образование — это здорово, выгодно и престижно, что учиться — это круто?
Любое явление до ребенка хорошо доносить на примере сравнения. Но сравнения, которое проходит через его эмоции, через его мысли и переходит в действие, выгодное ребенку. «Мне это надо, потому что… Я этого хочу, потому что…» — если разговоры с ребенком будут формировать у него такую мысль, где акцент будет сделан на его Я, тогда это будет работать. Ну и, безусловно, ребенок учится на примере своих родителей. И если этот пример показывает, что уровень образованности имеет значение в жизни, то ребенок это применит и к себе.
В первую очередь нужны искренность, открытость и включенность в процесс общения с ребенком. Подростки очень четко улавливают, когда родители на словах говорят о своем интересе и искренности, а на деле все обстоит наоборот. Если подросток, приходя домой, настроен поделиться чем-то с родителями, а папа в это время постоянно отвечает на звонки по сотовому, в комнате включен телевизор, а мама говорит, что, мол, ты рассказывай, я буду тебя слушать и заодно ужин готовить, желание делиться своими переживаниями у ребенка пропадает довольно быстро. Чтобы тебя поняли, встань на место ребенка и подумай, что тебе нужно, чтобы ты смог раскрыться и сказать то, что тебя действительно беспокоит.
Если ребенок встал в конфронтацию, если он считает, что все, что ему говорят, это назло или во вред, как перешагнуть этот барьер?
Прежде чем садиться за стол переговоров с подростком, надо вспомнить, что с их стороны могло привести ребенка к такому поведению. А дальше нужно использовать в общении только открытые вопросы, на которые ребенку нужно будет не отвечать «да» или «нет», а размышлять и описывать ситуацию. Не переносите свою нервозность и обиды на ребенка. Вместо «Я устал от твоих выходок! Я вот сколько для тебя делаю! А ты?» скажите: «Я хочу разобраться в этой ситуации. Что я могу сделать, чтобы ситуация разрешилась? Мне важно понять, что с тобой происходит». Ребенок, как правило, всегда откликается на такое обращение, он ценит искренность и заинтересованность в его проблемах.
Подросток, что бы ты ему ни сказал, все отрицает и оспаривает. Это одна из самых главных особенностей «трудного возраста». У ребенка идет осмысление своего Я, и ему необходимо почувствовать прочную землю под ногами.
Чтобы самоутвердиться, подросток начинает что-то доказывать. «Обратите на меня внимание! Примите меня не таким, каким вы хотите меня видеть, а таким, какой я есть! Я молодец, что разрешаю себе сказать что-то наоборот! Я спорю, значит, я существую», — вот внутренний смысл всех бессмысленных на первый взгляд противоречивых подростковых выпадов и выводов.
Как вести себя с подростком, чтобы не стать его врагом?
О каких родителях мечтают подростки?
Итак, какими же хотят видеть подростки своих родителей? Родители, которые:
Подросток оценивает родительскую любовь и заботу, судя по тому интересу, которую родители проявляют к его жизни, по тому количеству времени, которые они готовы ему уделить, по их готовности и желанию быть рядом с ним и при необходимости оказать помощь.
Родительская поддержка порождает доверительные отношения между детьми и родителями и влечет за собой высокую самооценку подростков, способствует успехам в учебе и нравственному развитию.
Недостаточная родительская поддержка может вызвать прямо противоположный эффект: низкая самооценка, плохая учеба в школе, импульсивные поступки, слабая социальная адаптация, неустойчивое и антиобщественное поведение.
Подростки ждут от родителей внимания и дружелюбного отношения. Родители должны научиться уважать своих детей, но, уважая детей, надо уважать и самих себя.
Статью составила: методист
отдела «психолого-педагогической коррекции
дезадаптивных состояний» Стрельцова В.И
— По материалам Интернет-сайтов
Я настоящим ДАЮ свое СОГЛАСИЕ на обработку своих персональных данных в Территориальной психолого-педагогической комиссии ГБУ «ППЦ» г. о. Тольятти, к которым относятся:
Обработка персональных данных осуществляется исключительно в целях обеспечения соблюдения законов и иных нормативных правовых актов; содействия в реализации конституционного права на образование своего ребенка.
Я даю согласие на использование персональных данных с целью комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ОВЗ:
Подтверждаю свое согласие на следующие действия с указанными выше персональными данными.
Я настоящим ДАЮ свое СОГЛАСИЕ на обработку персональных данных своего ребенка в Территориальной психолого-педагогической комиссии ГБУ «ППЦ» г. о. Тольятти,
— данные, удостоверяющие личность ребенка (свидетельство о рождении или паспорт);
— данные о возрасте и поле;
— данные о гражданстве;
— данные медицинской карты, полиса обязательного/добровольного медицинского страхования;
— данные о прибытии и выбытии в/из образовательных организаций;
— Ф.И.О. родителя/законного представителя, кем приходится ребенку, адресная и контактная информация;
— сведения о попечительстве, опеке, отношении к группе социально незащищенных обучающихся; документы (сведения), подтверждающие право на льготы, дополнительные гарантии и компенсации по определенным основаниям, предусмотренным законодательством (ребенок-инвалид, родители-инвалиды, неполная семья, многодетная семья, патронат, опека, ребенок-сирота);
— форма получения образования ребенком;
— изучение русского (родного) и иностранных языков;
— сведения об успеваемости и внеурочной занятости (посещаемость занятий, оценки по предметам);
— данные Представления ППк образовательной организации;
— форма и результаты участия в ГИА;
— форма обучения, вид обучения, продолжение обучения после получения основного общего образования;
— отношение к группе риска, поведенческий статус, сведения о правонарушениях;
— данные о состоянии здоровья (сведения об инвалидности, о наличии хронических заболеваний, медицинское заключение об отсутствии противопоказаний/о рекомендациях к обучению в образовательной организации; данные медицинских обследований, медицинские заключения);
— сведения, содержащиеся в документах воинского учета.
Я даю согласие на использование персональных данных ребенка с целью комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ОВЗ:
— заполнения базы данных, обследуемых на ПМПК, формирование статистических аналитических отчетов.
Обработка персональных данных обучающегося осуществляется исключительно в целях обеспечения соблюдения законов и иных нормативных правовых актов; содействия ребенку в реализации его конституционного права на образование, трудоустройство, обеспечение его личной безопасности и безопасности окружающих; контроля качества обучения и обеспечения сохранности имущества.
Настоящее согласие предоставляется на осуществление любых действий в отношении персональных данных, которые необходимы или желаемы для достижения указанных выше целей, включая (без ограничений): сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе, передачу третьим лицам — территориальным органам управления образованием, государственным медицинским учреждениям, военкомату, отделениям полиции), обезличивание, блокирование, трансграничную передачу персональных данных, а также осуществление любых иных действий с моими персональными данными, предусмотренных действующим законодательством РФ.
Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия ГБУ «ППЦ» гарантирует, что обработка персональных данных осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Я проинформирован(а), что Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия будет обрабатывать персональные данные как неавтоматизированным, так и автоматизированным способом обработки. Данное Согласие действует до достижения целей обработки персональных данных ребенка на ПМПК.
Согласие на обработку персональных данных может быть отозвано мною путем направления в территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию письменного отзыва.
Согласен/согласна с тем, что Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия ГБУ «ППЦ» г. о. Тольятти обязана прекратить обработку персональных данных в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента получения указанного отзыва.
Я подтверждаю, что, давая такое Согласие, я действую по собственной воле.