Страхи часто возникают у детей, особенно в возрасте от двух до шести лет. Некоторые страхи являются по сути возрастной нормой, например страх чужих людей детей второго года жизни или боязнь неожиданных звуков у 18-24 месячных детей. Однако постоянные или усиливающиеся страхи ребенка, с которыми не удается справится, могут не только внести беспокойство в жизнь всей семьи, но и в целом негативно влиять на рост и развитие ребенка.
Невротический страх характеризуется чрезмерным эмоциональным напряжением, избеганием объекта страха, а так же всего нового и неизвестного. При этом ребенок ощущает внутренний дискомфорт, в связи с чем возникает защитная реакция, выражающаяся в неосознанных навязчивых действиях (тиках): облизывание губ, подмигивание, покашливание, наморщивание лба, носа, подергивание руками, головой.
Для того, чтобы избежать формирования невротических страхов, надо помнить:
- никогда не следует пугать ради послушания ничем и никем. Последствия его — тревожная мнительность, чрезмерная осторожность, пассивность и подавление творческого начала;
- никогда не нужно стыдить ребенка за испытываемый страх. Стыд и страх взаимосвязаны. Под влиянием насмешек из чувства стыда ребенок начинает скрывать страх, но он не исчезает, а усиливается. И ребенок остается один на один со страхом, несмотря на то, что у него есть родители;
- ребенка никогда не следует оставлять одного в незнакомой ему обстановке, в ситуации, когда возможно появление неожиданного, пугающего. Ребенок может исследовать неизвестное только рядом с взрослым.
Как помочь ребенку справиться со страхами:
- Признать, что страх реален. Одним из наиболее эффективных способов устранения нежелательного поведения ребенка в этом возрасте является игнорирование этого поведения. Однако в случае со страхами этот метод малоэффективен и даже может вызвать обратный эффект – усиление страха или появление нового страха, ребенок, который боялся пылесоса, может начать бояться большинство бытовых приборов – чайник, кофеварку и т.д.
- Не пытаться «вышибить клин клином», заставляя ребенка встретиться лицом к лицу с пугающим его объектом или ситуацией и «убедиться, что ничего страшного в этом нет». Подбадривающие фразы типа «не веди себя как младенец» или «ну, будь же смелым мальчиком» также не лучшее лекарство от страха. Вместо этого окажите ребенку эмоциональную поддержку и мягко постепенно помогите ему понять природу того, что он боится.
- Учтите, что по сравнению со взрослыми, дети находятся в крайне невыгодном положении в попытке противостоять страхам: взрослые могут избегать заведомо пугающих объектов или ситуаций, а дети нет.
- Скажите ребенку, что все люди иногда боятся, даже взрослые. Расскажите ребенку, чего вы боялись когда были маленькими и как преодолели свой страх – будьте однако осторожны в своем рассказе, чтобы не вызвать у ребенка новый страх.
- Не смейтесь над испуганным ребенком и не дразните его. Ходить на четвереньках и рычать или ласкаться к ребенку, который боится собак – верный способ усилить страх.
- Отмечайте похвалой любой, даже самый незначительный прогресс ребенка в преодолении страха и не критикуйте ребенка за сам страх.
- Позвольте ребенку положиться на вас. Ведите себя спокойно и уверенно. Испуганные дети испытывают недостаток уверенности. Дайте им почувствовать, что Вы их поддерживаете и контролируете ситуацию.
- Но не переусердствуйте, иначе сверхохраняемый ребенок может решить, что ему действительно есть чего бояться и станет еще более испуган и слишком зависим от взрослого. По возможности уберите из жизни ребенка источники страха: страшные сказки, мультики, картинки.
- Убедитесь, что не вы ответственны за страх. Слишком частые предостережения: «не бери острые предметы, а то поранишься и можешь умереть»; действия — когда ребенка, например, запирают в темной комнате в качестве наказания; или угрозы — «мы уходим и оставим тебя с этой тетей», взрослых могут стать источником страха. Фразы типа «смотри, какая большая собака, не бойся, она не кусается» могут вызвать страх собак. Лучше сказать «смотри какая большая собака. Очень красивая. Давай поздороваемся с ней
- Создайте доброжелательную и стабильную атмосферу в семье: окружите ребенка заботой, вниманием и любовью, чтобы он почувствовал свою значимость, незаменимость и защищенность. Соблюдайте режим бодрствования и отдыха, чтобы не перегружать ребенка впечатлениями.
- Ребенку очень важна поддержка, которая проявляется через телесный контакт: обнимайте, целуйте, гладьте по голове, прижимайте к себе.
- Расспрашивай ребенка о его страхах, слушайте внимательно и заинтересовано. Постарайтесь узнать как можно больше о том, что пугает ребенка, кого или чего боится, как это выглядит, что хочет «это» от ребенка.
- Прием эмоциональных качелей заключается в контрасте отрицательных и положительных эмоций (ребенок дотрагивается до пугающего его пылесоса, и тут же оказывается в объятиях мамы). Но ребенок должен сам решиться на такой поступок.
- Проигрывайте ситуации, пугающие ребенка. В игре с мягкими игрушками пусть ему достанется роль злой собаки, которую малыш боится.
- Вместе нарисуйте пугающие ребенка предметы или ситуации, чтобы озвучить их. Перенося свой страх на бумагу, ребенок освобождается от него. Чтобы уничтожить бумажный страх, нужно смять и сжечь лист.
- Рассказывайте ребенку истории, в которых он сможет с другой стороны взглянуть на свой страх. Представьте пугающую ребенка ситуацию смешной и нелепой (например, пусть страшная собака окажется с заклеенным ртом, а ходить она будет как черепаха, еле-еле, смешно растопыривая ноги).
Педагог-психолог
отдела «Психолого-педагогической помощи»
Кретова В.В.