ПРОГРАММА СЕМИНАРА
14.05.2024г. специалисты отдела психолого-педагогическойпомощи ГБУ «Психолого-педагогический центр» г.о. Тольятти провели городской семинар «Методы и приемы работы учителей-логопедов и учителей-дефектологов с детьми с ЗПР».
В работе семинара приняли участие 42 специалиста образовательных организаций города, работающие с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Это учителя-логопеды и учителя-дефектологи.
На семинаре-практикуме специалисты центра делились методами и приемами, которые используют в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.
Семинар открыла учитель-логопед отдела психолого-педагогической помощи Костальон Н.А. с темой «Использование планшета «Логико-малыш» в работе по развитию речи с детьми с ОВЗ».
Применение планшета «Логико-Малыш» позволяет педагогам развивать у детей с проблемами в речи уровень познавательной сферы, комплексно проработать мышление, внимание, память, воображение и речь. Задания на смысловые пары развивают логическое и ассоциативное мышление, умение находить ошибки и анализировать выполненные задания. Работа с планшетом требует от дошкольников упорства, настойчивости, терпения, приучает к самостоятельности.
Учитель-логопед Малахова А.В. представила методическую разработку по развитию монологической речи у детей с ЗПР 6-7 лет «Запутанные кейсы».
Цель методической разработки: развитие связной речи у детей с ЗПР.
Использования фото-кейсов в работе с детьми 6–7 лет с ЗПР включает в себя 3 этапа:
I этап – составление рассказа-описания по фото-кейсу;
II этап – составление рассказа-рассуждения по фото-кейсу;
III этап – составление рассказа-доказательства по фото-кейсу.
Данная технология позволяет нам идти по принципу «от простого к сложному». Главная особенность использования фото-кейса заключается в изучении и анализе ситуаций, которые предлагаются детям на фотографии с вариантом реальной или смоделированной ситуации и текст, заканчивающийся заданием – вопросом, который требует принятия решения.
В конце своего выступления Анна Васильевна продемонстрировала открытое занятие с ребенком 5,5 лет по данной теме.
Продолжила семинар учитель-дефектолог Гинтер Н.С. Она рассказала о кинезиологических упражнениях, которые использует на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Кинезиологические упражнение – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие.
Упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный (накапливающийся) эффект для повышения умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов. Для усложнения упражнений можно использовать:
-подключение движений глаз и языка к движениям рук;
-подключение дыхательных упражнений и метода визуализации;
-ускорение темпа выполнения.
Учитель-дефектолог с аудиторией слушателей выполнили упражнения «Капитанское», «Марш солдата», «Дыхание через нос», «Круговые движения глазами» и «Ленивая восьмерка».
Далее Наталья Сергеевна показала открытое занятие с применением кинезиологических упражнений на тему «Защитники Отечества».
Далее учитель-логопед Зотова С.В. рассказала о своей работе по профилактике оптической дисграфии с детьми младшего школьного возраста с ОВЗ.
Оптическая дисграфия – это несформированность зрительных, пространственных и моторных процессов.
Направления работы по профилактике оптической дисграфии.
Развитие зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса), в том числе и буквенного. Развитие зрительного анализа и синтеза. Формирование речевых обозначений зрительно-пространственных отношений. Уточнение и расширение объема зрительной памяти. Формирование пространственного восприятия и представлений. Дифференциация смешиваемых букв изолированно, в слогах, словах, предложениях, текстах.
Учитель-логопед продемонстрировала наглядные пособия, печатные игры, альбомы по логопедии, которые использует в работе по коррекции оптической дисграфии с обучающимися.
Скидан Е.Л., учитель-логопед, на семинаре рассказала о дыхательной и пальчиковой гимнастике в логопедической работе с детьми с ЗПР.
Игры и упражнения для развития речевого дыхания:
Игры и упражнения для развития мелкой моторики:
Завершили семинар учителя-логопеды Богданова О.М. и Слиткова Т.А. Они рассказали о развитие связной речи у младших школьников с ОВЗ на логопедических и дефектологических занятиях.
Специалисты предложили занимательные упражнения по развитию связной речи на основе материала сказок А.С. Пушкина:
Все упражнения и игры направлены на развитие связной речи, профилактику и коррекцию дисграфии.
Читая стихи Пушкина, дети погружаются в мир красоты, гармонии и элегантности, что помогает им формировать свой собственный художественный вкус и развивать чувство прекрасного. Стихи и сказки Пушкина наполнены яркими образами, живыми персонажами и глубокими чувствами. Они несут в себе уроки добра, справедливости, дружбы и честности. Дети учатся ценить и уважать свою страну, её историю и культуру, сохранять наследие предков.
На протяжении всего семинара отмечался высокий уровень заинтересованности аудитории. Учителя-логопеды и учителя-дефектологи образовательных организаций высоко оценили актуальность и разнообразие представленного материала, возможность его практического использования, выразили пожелания дальнейшего сотрудничества со специалистами психологического центра.
Методист отдела психолого-педагогической помощи
Пестрикова Елена Дмитриевна
Я настоящим ДАЮ свое СОГЛАСИЕ на обработку своих персональных данных в Территориальной психолого-педагогической комиссии ГБУ «ППЦ» г. о. Тольятти, к которым относятся:
Обработка персональных данных осуществляется исключительно в целях обеспечения соблюдения законов и иных нормативных правовых актов; содействия в реализации конституционного права на образование своего ребенка.
Я даю согласие на использование персональных данных с целью комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ОВЗ:
Подтверждаю свое согласие на следующие действия с указанными выше персональными данными.
Я настоящим ДАЮ свое СОГЛАСИЕ на обработку персональных данных своего ребенка в Территориальной психолого-педагогической комиссии ГБУ «ППЦ» г. о. Тольятти,
— данные, удостоверяющие личность ребенка (свидетельство о рождении или паспорт);
— данные о возрасте и поле;
— данные о гражданстве;
— данные медицинской карты, полиса обязательного/добровольного медицинского страхования;
— данные о прибытии и выбытии в/из образовательных организаций;
— Ф.И.О. родителя/законного представителя, кем приходится ребенку, адресная и контактная информация;
— сведения о попечительстве, опеке, отношении к группе социально незащищенных обучающихся; документы (сведения), подтверждающие право на льготы, дополнительные гарантии и компенсации по определенным основаниям, предусмотренным законодательством (ребенок-инвалид, родители-инвалиды, неполная семья, многодетная семья, патронат, опека, ребенок-сирота);
— форма получения образования ребенком;
— изучение русского (родного) и иностранных языков;
— сведения об успеваемости и внеурочной занятости (посещаемость занятий, оценки по предметам);
— данные Представления ППк образовательной организации;
— форма и результаты участия в ГИА;
— форма обучения, вид обучения, продолжение обучения после получения основного общего образования;
— отношение к группе риска, поведенческий статус, сведения о правонарушениях;
— данные о состоянии здоровья (сведения об инвалидности, о наличии хронических заболеваний, медицинское заключение об отсутствии противопоказаний/о рекомендациях к обучению в образовательной организации; данные медицинских обследований, медицинские заключения);
— сведения, содержащиеся в документах воинского учета.
Я даю согласие на использование персональных данных ребенка с целью комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ОВЗ:
— заполнения базы данных, обследуемых на ПМПК, формирование статистических аналитических отчетов.
Обработка персональных данных обучающегося осуществляется исключительно в целях обеспечения соблюдения законов и иных нормативных правовых актов; содействия ребенку в реализации его конституционного права на образование, трудоустройство, обеспечение его личной безопасности и безопасности окружающих; контроля качества обучения и обеспечения сохранности имущества.
Настоящее согласие предоставляется на осуществление любых действий в отношении персональных данных, которые необходимы или желаемы для достижения указанных выше целей, включая (без ограничений): сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе, передачу третьим лицам — территориальным органам управления образованием, государственным медицинским учреждениям, военкомату, отделениям полиции), обезличивание, блокирование, трансграничную передачу персональных данных, а также осуществление любых иных действий с моими персональными данными, предусмотренных действующим законодательством РФ.
Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия ГБУ «ППЦ» гарантирует, что обработка персональных данных осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Я проинформирован(а), что Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия будет обрабатывать персональные данные как неавтоматизированным, так и автоматизированным способом обработки. Данное Согласие действует до достижения целей обработки персональных данных ребенка на ПМПК.
Согласие на обработку персональных данных может быть отозвано мною путем направления в территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию письменного отзыва.
Согласен/согласна с тем, что Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия ГБУ «ППЦ» г. о. Тольятти обязана прекратить обработку персональных данных в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента получения указанного отзыва.
Я подтверждаю, что, давая такое Согласие, я действую по собственной воле.