Гиперактивность или нет?
Следует сразу обратить внимание на то, что с-м Гипервозбудимости и с-м Дефицита Внимания с Гиперактивностью – это медицинские диагнозы, которые выставляет врач-невролог и это может определить только врач, после обследования ребенка и опроса родителей. С-м гипервозбудимости может быть поставлен ребенку с рождения и до 3-4 лет, а вот СДВГ, как правило, с 5 лет, но могут быть исключения, когда диагноз поставлен и раньше. Поэтому, когда родители говорят: «У моего ребенка гиперактивность!» — это не всегда верно.
Стоит помнить, что ребенок развивается в движении, он должен постоянно двигаться: бегать, прыгать, ползать, карабкаться и т.д. Уже в младенческом возрасте дети для того, чтобы дотянуться до желаемого предмета, предпринимают попытки достать, доползти или каким-то образом дотянуться до игрушки. Это называется – исследование и любознательность. Дети используют первые в своей жизни движения. И это нормальное развитие, другой вопрос, если ребенок пассивен, ему ничего не интересно, тогда стоит задуматься, правильно ли ваш ребенок развивается.
Итак, мы определили, что у ребенка действительно СДВГ или Гипервозбудимость. Какие характерные признаки встречаются в поведении ребенка, обращаем внимание, что эти проявления должны иметь систематический характер, то есть проявляться каждый день:
суетливость и неусидчивость;
невнимательность и отставание в развитии от сверстников;
нежелание закончить начатое задание;
отсутствие концентрации внимания;
импульсивность и непредсказуемость;
игнорирование инструкции.
Таких детей воспитатели, родственники и просто посторонние люди считают невоспитанными, но дело далеко не в воспитании, так устроена работа головного мозга ребенка, а точнее незрелость лобных долей, которые отвечают за саморегуляцию и самоконтроль. То есть медикаментозная поддержка очень важна. Как говориться помогаем такому ребенку «всем миром», работаем в тандеме: врач+педагог+родитель. Причем роль родителя должна быть ведущей.
Как воспитывать непоседу.
Таких детей, как правило, постоянно ругают и делают замечания, обращая внимание только на плохое поведение, в то время как, в этом случае, следует сфокусироваться на положительных моментах в поведении, как можно чаще хвалить, использовать тактильный контакт (гиперактивным часто не хватает именно физического контакта с родителями), очень важен режим дня, сон, четкие границы и правила, дозированная нагрузка в течение дня (особенно вечером, не стоит думать, что если у ребенка будет плотно загружен день, то вечером он устанет и легко уснет. Такой ребенок легко перевозбуждается и успокоить его и настроить на спокойный сон очень непросто), использовать в общении с ребенком короткие и четкие инструкции (пока вы договорили длинное предложение, он уже устал вас слушать и отвлекся на что-то другое или уже забыл, что вы говорили вначале), спорт, конечно приветствуется, но не тот, в котором присутствует спаринги или борьба, а спорт, который способствует развитию баланса, например, велосипед, бег, батут, гимнастика, скейтборд, плавание.
Какие игры и упражнения можно использовать дома и на занятиях с педагогом.
Игра, которая помогает развивать мозг: две руки делают разные движения (одна гладит живот, другая-чешет голову, одна рисует круг, другая-квадрат, две руки одновременно сминают листы бумаги, затем одновременно расправляют их)
Упражнение, которое помогает снять напряжение в самый пиковый момент «Пружинка»: сильно напрячься на 3-5 секунд, выдохнуть и расслабиться, и так несколько раз.
Игра, которая тренирует лобные доли, умение контролировать себя, не перебивать, слышать инструкцию «Говори»: взрослый задает ребенку вопрос, ребенок отвечает только после того, как взрослый сказал слово «говори». Постепенно увеличивая время от вопроса до «Говори». Ребенок не должен отвечать пока не услышит слово «Говори». Со временем можно заменять «Говори» на условный сигнал (почесать нос, потрогать ухо и т. д.
Дыхательное упражнение «Носики»
Дыхание только через одну ноздрю, если дышать через левую ноздрю, то правую ноздрю закрыть большим пальцем правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, если дышать через правую ноздрю, то левую закрыть мизинцем правой руки, остальные пальцы смотрят вверх.
Игры и упражнения на переключение внимания:
на прогулке (собери мне 3 желтых листочка, а потом 2 красных), дома (принеси мне сначала синюю машинку, а потом зеленый кубик).
Учим доводить дело до конца:
мы не начинаем играть в новую игру, пока не убрали старую; когда соберешь игрушки, тогда пойдем гулять (важно сдержать обещание).
Педагог-психолог
отдела ранней помощи
Франива А.В.