Принято считать подростковый возраст трудным периодом. Внешне подростки стараются выглядеть самоуверенными, самостоятельными, грубыми и агрессивными. Но, на самом деле, это ранимый и беззащитный возраст! Именно на этот период приходится наибольшее количество уходов детей из дома. В основном, уходят подростки в возрасте 10-17 лет. И это случается далеко не всегда в неблагополучных семьях, как принято считать.
Семья может быть внешне благополучной и обеспеченной.
Чаще всего поводом уйти из дома становится игнорирование потребностей ребёнка, в основе которого лежит отсутствие взаимопонимания с родителями. Но существует еще ряд причин, по которым дети убегают из дома и детских учреждений. Это:
— любопытство,
— переживание «драйва»,
— скука,
— принадлежность к социальной группе («я — как мои друзья»),
— протест против родителей,
— разочарование в любви, переживание тяжелой утраты.
Определив причину стремления к побегам, можно обозначить рекомендации родителям.
- Любопытство, стремление познавать и испытать как можно больше. Любопытство — неосознанное стремление к познанию. Одной из основных задач развития детского возраста является исследование, познание мира и себя. Это приводит к общему любопытству: все познать, все испытать, все попробовать, То, что необходимо для расширения кругозора, определения своих склонностей и интересов, выбора жизненного пути, может также приводить и к исследованию новых ощущений через любые формы отклоняющегося, поведения.
Рекомендации родителям: Постараться организовать свободное время подростка так, что бы ему предоставить возможность удовлетворять свое любопытство через исследование себя, разных сторон жизни, мира, природы и т. д.
- Переживание «Драйва». «Драйв» — инстинктивное желание, побуждающее человека действовать в направлении удовлетворения этого желания, стремление переживать напряжение определенного страха. Дети теоретически знают, что многие люди погибают, но и сама смерть представляется им чем-то фантомным, то есть тем, что может происходить «с кем-то, но не со мной». Они весьма отстранено воспринимают аргументы о том, что «когда-то в будущем» они могут жестоко поплатиться своим здоровьем. Им хочется переживать нечто подобное, радостно-ужасное по-настоящему.
Рекомендации родителям: Подростка нужно постоянно стимулировать участвовать в соревнованиях, походах, играх и т.д., где им предоставляется возможность переживать радостное напряжение разумного риска (так называемого «драйва»), преодоления собственного страха. Очень легко найти подобные переживания в спорте. Кроме того, в спорте можно разрядить социально приемлемым способом накопившееся напряжение.
- Скука. Скука — психическое состояние, которое характеризуется неспособностью человека устанавливать такие отношения с окружающим миром, другими людьми и самим собой, которые могли бы эмоционально захватить его и пробудить интерес к созидательной деятельности. Чем вызвано такое состояние? Существуют определенные причины:
1. Отсутствие смысла жизни, сюда можно включить: приобретенные в детстве психические травмы, в том числе от пережитых трагедий, насилия, жестокого обращения; тяжелые разочарования (например, предательство близких людей); чрезмерная избалованность ребенка, у него есть все и хотеть ему нечего, а так же чрезмерная критичность взрослых, упреки.
2. Хроническое неудовлетворение важных, базовых потребностей: в уважении, любви, принятии значимых людей.
3. Жизнь «пока»: все, что должно произойти в жизни важное, значительное, интересное, будет когда-то в будущем, причем сроки не определены и кажутся очень далекими; а пока нужно просто ждать, когда это произойдет, ожидание всегда томительно и скучно.
4. Недоразвитость творческих способностей — творческий человек всегда наполнен идеями, поэтому и свое свободное время он заполняет с интересом и вдохновением; когда человек не привык мыслить творчески, ему трудно структурировать свое время так, чтобы в обычных обстоятельствах найти что-то интересное для себя.
Рекомендации родителям: Создайте ситуацию успеха. Развивайте лидерские качества, уверенность подростка в себе. Развивайте творческие способности. Научите ставить большие и маленькие цели, определять задачи, которые нужно решить для их достижения, а эти задачи разделять на небольшие легко осуществимые шаги.
- Принадлежность к социальной группе «Я — как мои друзья». Для подростка очень значимо отношение сверстников к нему. Для него страх от последствий совершаемого не так силен, как страх потери расположения друзей. Чем менее уверен в себе подросток, чем хуже он относится сам к себе, тем более значима для него симпатия сверстников, и тем менее он способен мыслить и действовать вопреки их мнению. Не чувствуя себя достаточно уверенно для того, чтобы спокойно выдержать напор, принуждения и даже издевательства, подросток предпочитает подчиниться требованиям неформального лидера группы. Особенно это касается подростков, у которых Фрагментарное представление о своей личности.
Рекомендации родителям: Развивайте в ребёнке уверенность, положительное отношение к себе, принятие своих качеств, особенностей, отличительных черт. Научите ребёнка эффективным моделям противостояния негативному влиянию и независимому поведению в сложных социальных ситуациях. Развивайте в ребёнке физическую силу. Развивайте в ребёнке умение общаться.
- Протест против родителей. Особенностью подросткового возраста является стремление расширить свою свободу и тут всё зависит от характера подростка, — расширить любой ценой или мягко и ненавязчиво. Понимание свободы у подростков часто не сочетается с представлением об ответственности за то, что сделано. Хотя подростки бунтуют против родителей, но на самом деле их зависимость от семьи очень велика. В таком возрасте свойственен максимализм. Подросток или восхищается или презирает. В этом возрасте нет полутонов. Он восхищается героями в кино и глубоко презирает суету быта. Многие родители на возмущение подростков против несправедливости отвечают равнодушием или насмешливостью. И подросток начинает бессознательно формировать у себя психологические защиты от остроты переживаний. Фактически, подросток чувствует, что он не нужен и даже в тягость своим родителям. Часто у таких детей формируется стремление к саморазрушению.
Рекомендации родителям: Моделируйте условия, метафорически воссоздающие жизненные ситуации, обращайте внимание на неотвратимость ответственности за любое свое решение и каждый поступок.
Научите ребёнка самоанализу своих желаний и выборов: «Для чего я это делаю?» Научите подростка не агрессивному и в то же время уверенному отстаиванию своего мнения, умению сказать нет.
- Протест против несправедливости, разочарований, переживание тяжелой утраты. Подростку — максималисты. Они видят либо белое, либо черное. Для них не существуют полутона. Подросток особенно чувствителен к любой несправедливости. А несправедливостью ему кажется все, что не соответствует его ожиданиям. Он готов бороться с несправедливостью, но не умеет разобраться в сложных явлениях жизни.
Рекомендации родителям: Научите подростка видеть неоднозначность жизни и социальных явлений . Развивайте позитивное мышление (умение видеть позитив даже в проигрышных ситуациях). Поддерживайте его в ситуации горевания. Как можно чаще разговаривайте с подростком. Главное, чтобы Ваш интерес был искренним.
Составители: педагоги-психологи отдела «Психологической коррекции дезадаптивных состояний» Попкова Е.В., Кудряшова Р.М.