Игрушки, препятствующие развитию детской фантазии:
-интерактивные куклы (которые поют песенки и произносят фразы);
-планшеты и детские компьютеры (которые предлагают детям простые викторины и игры);
-куклы с принадлежностями (которые достоверно копируют «взрослую» жизнь – домики, машины, наряды, сумочки и т.д.);
-самолеты-машины-корабли на пультах управления;
-любые «кнопочные» игрушки (которые что-то делают при нажатии кнопок);
-куклы-монстры;
-смартфоны, планшеты, компьютеры, игровые приставки.
Вред планшета для ребенка
Советы родителям при покупке игрушек
Каждой игре свое время
— Для самых маленьких – нужно покупать в первую очередь крепкие и мягкие (нехрупкие и неломкие) игрушки, например, резиновые. Краска не должна от них отслаиваться, ведь ребенок будет кусать предложенные ему мячи и погремушки. При этом они должны быть яркими и звучащими, чтобы привлечь внимание ребенка, следить за их перемещением, формировать зрительный анализатор, слух.
— В 1,5-2 года у малыша должны появиться такие игрушки, как например, каталки, неваляшки, мячи, чтобы он мог манипулировать этими предметами. Мячи должны быть разные по цвету, размеру, плотности и материалу – пластмассовые, поролоновые, резиновые. Самая лучшая в этом возрасте игрушка – пирамидка, которая развивает моторику и логическое мышление. В этом же возрасте ребенку можно предложить мягкую игрушку. Она обязательно должна быть симпатичная и приятная, у нее не должно быть пугающего лица или мордочки. Вместе с ней ребенок должен чувствовать комфорт, защищенность и спокойствие. Он будет обнимать, жалеть, проявлять другие свои чувства, засыпать с ней.
— К 3-м годам можно предлагать детям игрушки для организации ролевых игр: куклы – для девочек, машинки – для мальчиков. Уже можно вводить военизированные игрушки (самолеты, танки)… Главное условие – игрушки в этом возрасте должны быть крупными. У 3-летних детей игрушки должны быть сведены к минимуму. Это именно тот возраст, который называют возрастом почемучек, когда у детей активно развивается фантазия и они начинают буквально засыпать вопросами взрослых. Чтобы не помешать этому процессу, родители должны давать детям очень простые игрушки-заместители: это могут быть баночки, карандашики, мыльные пузыри, бумага и т.д. Малыши, например, могут представить, что вместо палочки у них в руках ложка, которой они кормят куклу. Ролевые игры, например,»Дочки-матери», «Кухня», «Парикмахерская», «Маленький доктор», «Железная дорога» и так далее – помогают ребенку успешно перенимать модели поведения взрослых, проигрывать реальные жизненные ситуации, общаться друг с другом, усваивать социальные роли, раскрепоститься, сочинять на ходу и легко перевоплощаться, озвучивая героев.
— К 5-ти годам ребенку придутся по душе наборы зверей, солдатики, конструкторы, пластика, мозаика, нитки, пуговички, — то есть все игрушки для творчества. Мозаика тренирует память, наблюдательность и усидчивость ребенка, развивает чувство пространства. Автоматически или полностью собранные игрушки не принесут детям никакой пользы. Возможность экспериментировать, разбирать и собирать, менять внешний вид игрушек развивает фантазию ребенка, формирует творческое мышление и представление о трехмерном пространстве. Для девочек, кстати, в этих целях могут использоваться куклы, которых можно заплетать, одевать, подкрашивать.
— К 6-ти годам у детей появляется интерес к спортивным принадлежностям. Дошкольники будут рады бадминтону, роликам, мячам, велосипедам, лыжам, скакалкам, обручам. Все эти спортивные снаряды в их глазах еще игрушки, которые развивают ребенка физически, учат работать в команде, приносят массу положительных эмоций. Дети в этом возрасте очень любят настольные игры, например, шахматы и шашки. А еще к 6-ти годам у детей появляется интерес к игрушкам канцеляркого вида. Здесь хороши раскраски, разрезные куклы, в неограниченном количестве детям можно давать фломастеры, мелки, картон, бумагу, чтобы они могли из этого что-то конструировать, делать аппликации. Большой популярностью у детей этого возраста сейчас пользуются игры-самоделки для создания макетов – самолеты, корабли. Такие занятия развивают моторику, фантазию, творческое мышление, расширяют кругозор, обогащают словарный запас, вырабатывают такие качества как терпение и усидчивость, — все эти навыки пригодятся им в школьном обучении. Настольные и напольные развивающие игры учат ребенка просчитывать и прогнозировать свои действия, общаться, совместно решать задачи, делиться своими мыслями и размышлять. Наборы для творчества (вязания, вышивания, плетения, шитья, лепки, рисования, конструирования, и т.д). Благодаря им у ребенка развивается вкус и собственные взгляды, учится работать с цветом и формой. Возраст с 6-ти до 7-ми лет считается самым благоприятным для игр.
педагог-психолог
отдела ранней помощи
Франива Анастасия Викторовна