Подростковый возраст – очень важный и трудный этап развития личности, как для самого подростка, так для его родителей.
В этом возрасте формируются социальные роли, нормы и правила. В ходе такой социализации изменяется картина мира ребенка, почти вся система отношений с окружающим миром и сам психологический облик подростка.
В подростковом возрасте общение играет главную роль. В процессе общения формируется идентичность. В группах сверстников подростки пробуют разные роли, выстраивая отношения взрослых людей. То, что действительно соответствует ценностям, интересам, представлениям о себе, остается в ядре идентичности. Все остальное «выводится за скобки». Такое экспериментирование в реальной жизни оказывается довольно острым.
В виртуальном пространстве начинается новая форма экспериментирования, там можно быть кем угодно. Я могу сменить пол, возраст, внешность, представить себя кем захочу, поместить в социальных сетях любую фотографию, выдавая ее за свою. Ведь ребенок может выставить себя звездой, героем, лидером, которого все уважают, а в реальной жизни быть всеми отвергаемым, изгоем, которого не признают.
Поэтому через многократное конструирование образа «я», который часто не имеет никакого отношения к действительности, возникает вероятность искажения реальности и ошибок во взаимопонимании.
Вторая характерная особенность — это принадлежность к группе, через которую формируется система ценностей у молодого человека. Подростки в любые времена хотят быть социально признанными, войти в какую-то группу. В этом и заключается опасность субкультур асоциальной и экстремистской направленности. Если в настоящей жизни тебя принимают благодаря каким-то реальным делам, то сейчас ты принят в этой группе благодаря числу подписчиков, числу «лайков». У подростков «достижения» принимают новую форму, становятся поверхностными и легкими. И чем больше эпатажа, тем лучше, чем больше ты отойдешь от нормы, тем больше на тебя обратят внимания. Раньше героями подростков были спортсмены, актеры, кинозвезды. А сейчас это герои виртуального пространства: Инстаграма, блогосферы. Причем дети ориентируются на внешние формальные характеристики этих лидеров: число подписчиков, количество просмотров, — меняется сама система ценностей.
Возникает ситуация определенного «смыслового вакуума». И тут на сцене появляются группы в социальных сетях с идеями и призывами за гранью разума и человечности, экстремистские организации, тоталитарные секты, которые ловко используют существенные пробелы в нашей системе социализации и манипулируют сознанием подростков.
Процесс самопознания заставляет молодого человека полностью фокусироваться на себе, своих мыслях, чувствах, переживаниях, идеях. На том, что с ним происходит, каковы его отношения с окружающими. И всегда, когда идет фокусировка сознания, поле восприятия обедняется и упрощается.
Есть такое понятие как «Эмоционально – личностный эгоцентризм». Он характерен для подросткового возраста и проявляется в целом ряде симптомов. Во-первых, в феномене воображаемой аудитории. Когда подростку или юноше кажется, что все окружающие думают о нем, говорят, оценивают его, что он в центре всеобщего внимания. И именно это переживание заставляет выставлять себя на показ, в частности в социальных сетях. Это естественно, потому что для подростков на каком-то этапе их развития мир представляет собой место, где их постоянно оценивают. Поэтому нынешняя система, замещающая реальное общение, оказывается более удобна. Не выходя на реальное соприкосновение, ты, тем не менее, все время ощущаешь себя в центре внимания, в центре жизни. Поэтому им нужны «лайки», поэтому они страдают, когда их нет, и готовы пойти на все, что угодно, лишь бы получить это, по сути, фикционное признание, подтверждение окружающими людьми «ты хороший, умный, смелый, неповторимый, особенный».
Второе проявление личностного эгоцентризма в подростковом возрасте — это миф о собственной исключительности. Суть его проста: c любым человеком все может случиться, со мной никогда и ничего не может случиться. Этот миф сопряжен с рискованным поведением, и это тоже подростку важно. Ему нужно экспериментировать ради познания границ своих возможностей, нужно узнать, на что я способен, что я могу. И начинается погоня за новыми ощущениями и переживаниями, новым экстремальным опытом, чтобы привлечь внимание окружающих. Но насколько окружающим будут интересны частные подробности твоей жизни? Хочется выставить «что-то эдакое», чего нет ни у кого.
Третья особенность состоит в том, что подростки, стремясь к познанию своих границ, «работают» на грани риска и готовы пускаться в весьма рискованные предприятия.
Еще одна проблема, из-за которой современные подростки особенно уязвимы, связана с тем, что в последнее время изменились отношения родителей и детей. Времени на общение родителей с ребенком ещё несколько десятилетий назад было значительно больше. В воспитании участвовали и «прародители» — бабушки и дедушки. Почти каждая семья была с двумя или тремя детьми, братья и сестры также становились учителями и воспитателями друг для друга. Сейчас многим родителям не до ребенка, они зарабатывают на хлеб насущный или делают карьеру. По разным подсчетам, до трети семей у нас – это неполные семьи, где ребенок воспитывается в отсутствии одного из родителей, как правило – отца. А такая ситуация приводит к тому, что мать вынуждена взвалить на себя все семейные роли – до ребенка ли?
Семьи сегодня по преимуществу малодетные, однодетные. Поэтому нередко мы наблюдаем ситуацию дефицита общения, и удовлетворения потребностей подростков в признании, в любви, в общении, в заботе, в безопасности, в конце концов. Многие семьи уже с трех лет ребенка приобщают к информационной среде — ставят развивающие игры на планшет и забывают о необходимости реального общения «глаза-в-глаза», сотрудничества в реальной деятельности. Возникает проблема семейного воспитания и семейного общения. Поэтому подростки нередко и уходят в другую сферу, отвергая реальный мир – в мир виртуальный, где они находят хоть иллюзорное, но понимание окружающими, восхищение и признание, ищут новых друзей.
Как же обезопасить детей от пагубного влияния Интернета, оградить их от совершения ошибок, которые могут иметь начало во всемирной паутине?
Существуют правила безопасности, которые рекомендуется выполнять, когда ваши дети-подростки используют Интернет:
Основная рекомендация — поделитесь с ребенком своими знаниями и опытом, и тогда Интернет для него станет безопасным миром, наполненным интересными открытиями. Изучайте Интернет вместе с ребенком, и, может быть, Вы удивитесь, как много он уже знает!
Составитель: педагог-психолог
ГБУ «ППЦ»
Попкова Елена Викторовна
Я настоящим ДАЮ свое СОГЛАСИЕ на обработку своих персональных данных в Территориальной психолого-педагогической комиссии ГБУ «ППЦ» г. о. Тольятти, к которым относятся:
Обработка персональных данных осуществляется исключительно в целях обеспечения соблюдения законов и иных нормативных правовых актов; содействия в реализации конституционного права на образование своего ребенка.
Я даю согласие на использование персональных данных с целью комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ОВЗ:
Подтверждаю свое согласие на следующие действия с указанными выше персональными данными.
Я настоящим ДАЮ свое СОГЛАСИЕ на обработку персональных данных своего ребенка в Территориальной психолого-педагогической комиссии ГБУ «ППЦ» г. о. Тольятти,
— данные, удостоверяющие личность ребенка (свидетельство о рождении или паспорт);
— данные о возрасте и поле;
— данные о гражданстве;
— данные медицинской карты, полиса обязательного/добровольного медицинского страхования;
— данные о прибытии и выбытии в/из образовательных организаций;
— Ф.И.О. родителя/законного представителя, кем приходится ребенку, адресная и контактная информация;
— сведения о попечительстве, опеке, отношении к группе социально незащищенных обучающихся; документы (сведения), подтверждающие право на льготы, дополнительные гарантии и компенсации по определенным основаниям, предусмотренным законодательством (ребенок-инвалид, родители-инвалиды, неполная семья, многодетная семья, патронат, опека, ребенок-сирота);
— форма получения образования ребенком;
— изучение русского (родного) и иностранных языков;
— сведения об успеваемости и внеурочной занятости (посещаемость занятий, оценки по предметам);
— данные Представления ППк образовательной организации;
— форма и результаты участия в ГИА;
— форма обучения, вид обучения, продолжение обучения после получения основного общего образования;
— отношение к группе риска, поведенческий статус, сведения о правонарушениях;
— данные о состоянии здоровья (сведения об инвалидности, о наличии хронических заболеваний, медицинское заключение об отсутствии противопоказаний/о рекомендациях к обучению в образовательной организации; данные медицинских обследований, медицинские заключения);
— сведения, содержащиеся в документах воинского учета.
Я даю согласие на использование персональных данных ребенка с целью комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ОВЗ:
— заполнения базы данных, обследуемых на ПМПК, формирование статистических аналитических отчетов.
Обработка персональных данных обучающегося осуществляется исключительно в целях обеспечения соблюдения законов и иных нормативных правовых актов; содействия ребенку в реализации его конституционного права на образование, трудоустройство, обеспечение его личной безопасности и безопасности окружающих; контроля качества обучения и обеспечения сохранности имущества.
Настоящее согласие предоставляется на осуществление любых действий в отношении персональных данных, которые необходимы или желаемы для достижения указанных выше целей, включая (без ограничений): сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе, передачу третьим лицам — территориальным органам управления образованием, государственным медицинским учреждениям, военкомату, отделениям полиции), обезличивание, блокирование, трансграничную передачу персональных данных, а также осуществление любых иных действий с моими персональными данными, предусмотренных действующим законодательством РФ.
Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия ГБУ «ППЦ» гарантирует, что обработка персональных данных осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Я проинформирован(а), что Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия будет обрабатывать персональные данные как неавтоматизированным, так и автоматизированным способом обработки. Данное Согласие действует до достижения целей обработки персональных данных ребенка на ПМПК.
Согласие на обработку персональных данных может быть отозвано мною путем направления в территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию письменного отзыва.
Согласен/согласна с тем, что Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия ГБУ «ППЦ» г. о. Тольятти обязана прекратить обработку персональных данных в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента получения указанного отзыва.
Я подтверждаю, что, давая такое Согласие, я действую по собственной воле.