Учитель-логопед Сургучева С.Н.
Заикание – сложный дефект речи. Проявляется тем, что ребенок делает непроизвольные, неконтролируемые паузы во время высказывания и повторяет отдельные звуки и слоги по нескольку раз. Врачи объясняют это судорогами мышц некоторых органов речи (губ, языка, мягкого неба, гортани, грудных мышц, диафрагмы или брюшных мышц).
В зависимости от причин, заикание может быть либо функциональным, то есть приобретенным, либо вызванным органическими поражениями центральной нервной системы (при черепно-мозговых травмах, нейроинфекциях и др.). Чаще всего у малышей встречается приобретенное заикание. Как правило, оно возникает в возрасте от 2 до 5 лет. Ведь именно в это время у ребенка активно формируется собственная речь. К слову, у нервного, легковозбудимого крохи-холерика больше шансов стать заикой, чем у спокойного, уравновешенного флегматика.
• Не последнюю роль играет и наследственный фактор. В генетическом коде малыша могут быть заложены патологические особенности, которые при неблагоприятных условиях приводят к заиканию.
• Порой сами родители, абсолютно того не желая, становятся причиной заикания детей. Особенно те, которые рассчитывают вырастить из своего чада гения. Они заставляют ребенка произносить и заучивать наизусть трудные слова и предложения. Конечно, развивать малыша нужно, но не лишним будет обращать внимание на желания и возможности самого ученика. Если ребенок начнет заикаться, никакие знания не помогут ему найти общий язык со сверстниками.
• Другая крайность – когда ребенок начинает заикаться от недостатка информации на фоне недоразвития речи. Ему элементарно не хватает словарного запаса.
• Иногда малышу мешает правильно говорить чрезмерно быстрая речь. Такой ребенок торопится, подражая кому-то из окружающих, или пытается быстрее выразить свою мысль (особенно если взрослый сердится и подгоняет), «наталкивается» на трудный звук, «спотыкается» и повторяет его несколько раз.
• Все знают, что заикание заразное. Поэтому сначала может показаться, что ваш малыш просто передразнивает заикающегося ребенка, а на самом деле он уже не контролирует этот процесс. Начавшись с простого подражания, заикание может так закрепиться, что без логопеда уже не обойтись.
• Пусковым механизмом заикания могут также быть неправильные методы воспитания (например, физические наказания) или сильный испуг. Например, малыш боится спать один в комнате, пугается темноты и просит не выключать свет. Ни в коем случае не насмехайтесь над ним, не называйте «трусишкой» и не оставляйте одного «набираться мужества». Это только усилит чувство страха и спровоцирует заикание.
• Послужить толчком к развитию недуга может недостаток любви, тепла и положительных эмоциональных контактов в семье.
• Нередко заикание возникает при попытке переучить леворукого ребенка. Нужно учитывать, что леворукие малыши очень эмоциональны, у них повышенная тревожность и боязливость. Поэтому ни в коем случае нельзя заставлять их писать, рисовать и есть правой рукой.
Однако перечисленные причины не у всех детей вызывают заикание. Большую роль играют предрасполагающие факторы: болезненное состояние нервной системы ребенка, его уязвимость, неуверенность в себе.
Как работает механизм заикания?
Заикание возникает внезапно и постепенно усиливается. Периодически оно то ослабевает, то возобновляется с новой силой. Такие перепады вообще характерны для нервных заболеваний и напрямую зависят от внешних и внутренних раздражителей. Так что если ваш ребенок заикается, постарайтесь не нервировать его очередным выяснением отношений или устраивать при нем перепалки с домочадцами.
Поскольку состояние речи связанно с физическим и эмоциональным состоянием малыша, заикание усиливается во время болезни, переутомления, наказания (как словом, так и делом).Иногда проявление этой болезни может зависеть от питания и даже от времени года.
Лучше раньше, чем позже
Заикание – серьезное испытание для малыша. Оно не только мешает ребенку выражать свои мысли, но и становится преградой в общении со сверстниками. Поэтому, если ваш кроха заикается, сделайте все возможное, чтобы устранить этот недуг еще до школы. Причем лечение нужно начинать сразу же, как только вы заметили первые признаки. В начальной стадии болезнь имеет, как правило, легкую форму. Стоит поторопиться: легкое, едва заметное заикание может быстро прогрессировать. И чем больше времени проходит с момента его появления, тем больше шансов получить тяжелейший стойкий дефект речи, который способен повлиять на психику ребенка.
Начинаем лечиться и заниматься
Самым эффективным методом лечения заикания специалисты считают комплексную терапию. Это значит, что с больным ребенком занимается и врач, и педагоги.
1. Медицинское воздействие. Малышу нужно укрепить нервную систему и создать благоприятный фон для психотерапии и логопедических занятий, поэтому ему назначают успокаивающие препараты.
2. Психотерапевтическое воздействие. Психолог убеждает ребенка, что он может говорить правильно, без заикания. Обязательно после каждого удачно сказанного слова малыша нужно похвалить. Особенно важно делать в присутствии кого-то из детей, воспитателей или родителей.
3. Логопедические занятия. Работа с логопедом должна быть регулярной и длится приблизительно 8-9 месяцев. Основная цель – научить ребенка правильно говорить. Логопед начинает с простого (малыш произносит легкие слова, с которыми у него не возникают трудности) и заканчивает самыми трудными. На занятиях ребенка учат говорить плавно, не спеша. Очень важно, чтобы он научился правильно дышать. Для этого используют специальные дыхательные упражнения. Чтобы малышу было легче и веселее осваивать «речь без запинки», существует система разнообразных музыкальных игр (это называется логопедической ритмикой). Дети двигаются и разговаривают под музыку (хороводы, инсценировки любимых сказок, пальчиковые игры под музыку и т.д.). Это очень полезные упражнения: они помогают ребенку развивать мелкую и речевую моторику, учат ориентироваться в пространстве, воспитывают чувство ритма. А еще – помогают снять напряжение и скованность.
4. Дома. Чтобы ребенок перестал заикаться, родители должны говорить с ним негромко, спокойно и, главное, неторопливо. И выслушивать малыша нужно тоже спокойно, не подгоняя его и не перебивая на полуслове (даже если вы ужасно спешите). Относитесь к своему чаду ласково, старайтесь обходиться без резких слов и критики. Поощряйте его маленькие успехи. Здоровый образ жизни: соблюдение режима (не забывайте о дневном сне), полноценное питание, прогулки на свежем воздухе – хороший помощник в борьбе с заиканием.
Чтобы не было беды
Заикание можно не допустить. Для этого нужно просто наблюдать за ребенком и придерживаться таких несложных правил:
• С первых дней жизни заботьтесь о его нервной системе;
• Оберегайте малыша от психических и физических травм;
• Проводите профилактику носоглоточных заболеваний (например, аденоидные разрастания могут спровоцировать заикание);
• Плохую услугу малышу могут оказать взрослые с разными нарушениями речи: заиканием, тахилалией (невыговаривание букв), спотыканием и др.;
• Больше общайтесь с ребенком;
• Если ваш малыш легковозбудимый, постарайтесь создать для него спокойную обстановку: играйте с ним в тихие игры, избегайте шумных компаний;
• Если вы задали крохе вопрос, не требуйте от него моментального ответа, не торопите его, дайте человеку подумать;
• Не перегружайте ребенка, заставляя произносить трудные и непонятные для него фразы или заучивать наизусть слишком много сложных стихотворений;
• Не читайте на ночь страшные сказки;
• Не разрешайте долго и часто смотреть телевизор – это утомляет и перевозбуждает малыша;
• Нельзя в виде наказания оставлять ребенка одного в полутемной комнате, кричать, бить его;
ПОМНИТЕ: ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ РАСТУТ У СПОКОЙНЫХ, УРАВНОВЕШЕННЫХ РОДИТЕЛЕЙ
Я настоящим ДАЮ свое СОГЛАСИЕ на обработку своих персональных данных в Территориальной психолого-педагогической комиссии ГБУ «ППЦ» г. о. Тольятти, к которым относятся:
Обработка персональных данных осуществляется исключительно в целях обеспечения соблюдения законов и иных нормативных правовых актов; содействия в реализации конституционного права на образование своего ребенка.
Я даю согласие на использование персональных данных с целью комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ОВЗ:
Подтверждаю свое согласие на следующие действия с указанными выше персональными данными.
Я настоящим ДАЮ свое СОГЛАСИЕ на обработку персональных данных своего ребенка в Территориальной психолого-педагогической комиссии ГБУ «ППЦ» г. о. Тольятти,
— данные, удостоверяющие личность ребенка (свидетельство о рождении или паспорт);
— данные о возрасте и поле;
— данные о гражданстве;
— данные медицинской карты, полиса обязательного/добровольного медицинского страхования;
— данные о прибытии и выбытии в/из образовательных организаций;
— Ф.И.О. родителя/законного представителя, кем приходится ребенку, адресная и контактная информация;
— сведения о попечительстве, опеке, отношении к группе социально незащищенных обучающихся; документы (сведения), подтверждающие право на льготы, дополнительные гарантии и компенсации по определенным основаниям, предусмотренным законодательством (ребенок-инвалид, родители-инвалиды, неполная семья, многодетная семья, патронат, опека, ребенок-сирота);
— форма получения образования ребенком;
— изучение русского (родного) и иностранных языков;
— сведения об успеваемости и внеурочной занятости (посещаемость занятий, оценки по предметам);
— данные Представления ППк образовательной организации;
— форма и результаты участия в ГИА;
— форма обучения, вид обучения, продолжение обучения после получения основного общего образования;
— отношение к группе риска, поведенческий статус, сведения о правонарушениях;
— данные о состоянии здоровья (сведения об инвалидности, о наличии хронических заболеваний, медицинское заключение об отсутствии противопоказаний/о рекомендациях к обучению в образовательной организации; данные медицинских обследований, медицинские заключения);
— сведения, содержащиеся в документах воинского учета.
Я даю согласие на использование персональных данных ребенка с целью комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ОВЗ:
— заполнения базы данных, обследуемых на ПМПК, формирование статистических аналитических отчетов.
Обработка персональных данных обучающегося осуществляется исключительно в целях обеспечения соблюдения законов и иных нормативных правовых актов; содействия ребенку в реализации его конституционного права на образование, трудоустройство, обеспечение его личной безопасности и безопасности окружающих; контроля качества обучения и обеспечения сохранности имущества.
Настоящее согласие предоставляется на осуществление любых действий в отношении персональных данных, которые необходимы или желаемы для достижения указанных выше целей, включая (без ограничений): сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе, передачу третьим лицам — территориальным органам управления образованием, государственным медицинским учреждениям, военкомату, отделениям полиции), обезличивание, блокирование, трансграничную передачу персональных данных, а также осуществление любых иных действий с моими персональными данными, предусмотренных действующим законодательством РФ.
Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия ГБУ «ППЦ» гарантирует, что обработка персональных данных осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Я проинформирован(а), что Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия будет обрабатывать персональные данные как неавтоматизированным, так и автоматизированным способом обработки. Данное Согласие действует до достижения целей обработки персональных данных ребенка на ПМПК.
Согласие на обработку персональных данных может быть отозвано мною путем направления в территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию письменного отзыва.
Согласен/согласна с тем, что Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия ГБУ «ППЦ» г. о. Тольятти обязана прекратить обработку персональных данных в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента получения указанного отзыва.
Я подтверждаю, что, давая такое Согласие, я действую по собственной воле.