Чем отличаются «стресс» и «травма». На бытовом уровне стрессом люди называют любое состояние сильного психического напряжения. Однако, с точки зрения Г. Селье, автора теории стресса, любая жизненная ситуация, которая вызывает малейшее напряжение, — это стресс. Он возникает как адаптация организма к новой ситуации. Так как, по большому счету, вся человеческая жизнь проходит в изменениях, приспособлении к новой ситуации, соответственно мы все время испытываем стресс. Ключевым моментом в теории стресса является описание его динамики. Его протекание состоит из трех фаз:
Именно такое состояние истощения возникает при травматических событиях, когда есть угроза жизни для себя или близких. Тогда воздействия настолько сильные, что сил приспособиться к ним не хватает. В этом случае мы называем ситуацию травматическим стрессом. Однако мы знаем, что в жизни далеко не всегда острое, напряженное состояние закачивается истощением. Скорее наоборот. Истощение (или срыв адаптации) не возникает тогда, когда напряжение сменяется релаксацией. Если повышение напряжения (первые две фазы) регулярно сменяется расслаблением, организм получает возможность:— восстанавливать ресурсы;— тренировать приспособление к стрессу. Более того, желание расслабления заложено в нашем организме. Все помнят, что после выполнения чего-то важного, трудного (экзамен, сложное задание) наступает ощущение, «как будто гора с плеч свалилась». Да, бывало, наши силы оказывались на исходе, но после отдыха (релаксации) мы часто были готовы выполнить еще больше работы (то есть перенести напряжение), чем раньше. Такой ход вещей в корне отличается от происходящего при травме. Мы можем стараться забыть то, что произошло, но расслабиться до конца не можем. Почему?
МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ ТРАВМЫ
Целительная реакция релаксации наступает только тогда, когда возбуждение, накопленное организмом в результате напряжения, разряжается. У животных этот процесс протекает спонтанно, сам по себе. П. Левин так пишет об этом: «Эта разрядка венчает нашу реакцию на угрозу, позволяя нам вернуться к нормальному функционированию. В биологии процесс данного рода называется гомеостазом, указывая на способность организма адекватно отвечать на любые предлагаемые условия и затем возвращаться к исходному уровню, называемому «нормальным» функционированием. В видеофильме Национального географического общества: «Бдительный белый медведь», фигурирует испуганный медведь, преследуемый летящим самолетом, из которого по нему стреляют снотворным. Затем его окружают биологи и связывают. Когда большой зверь выходит из состояния шока, он начинает дрожать, сотрясаясь в почти конвульсивных движениях. Кажется, что его конечности двигаются хаотично. Движения завершаются тремя глубокими вздохами, которые распространяются по всему телу. Комментатор фильма (биолог) говорит, что такое поведение медведя необходимо для того, чтобы «сдуть стресс», накопленный вовремя поимки. При замедленном повторе становится ясно, что «случайные» подрагивания ног на самом деле представляют собой скоординированные движения бега — подобным образом животное завершило свой бег (прерванный в момент поимки), разрядило «застывшую энергию», а затем «оголтело» задышало всем телом». Это естественный процесс. Но если нормальная реакция разрядки останавливается или подавляется, возникают симптомы травматического стресса. Если у животного подавить спонтанную разрядку — скорее всего оно погибнет. Однако у людей все происходит более сложно, чем у животных. В результате действия различных, до конца еще неисследованных механизмов травматическое событие запечатлевается в психике. Даже забывая на уровне сознания, мы не забываем о случившемся на уровне тела. Память тела позволяет нам обучаться сложнейшим действиям — от починки часов до игры на фортепьяно. Та же самая память не дает нам сбросить возбуждение, ведь внутри организма травматическая ситуация еще не завершена. Таким образом, человек, даже выйдя из внешней травматической ситуации (например, из зоны обстрела), несет ее внутри. Причем это может быть не слишком заметно посторонним: часто люди внешне выглядят достаточно обычно. Естественно, нельзя быть одновременно «готовым ко всему» (фаза Устойчивости, по Г. Селье) и находиться в состоянии расслабления. Таким образом, человек попадает в состояние постоянного внутреннего напряжения — это и есть травматический стресс.
МЕХАНИЗМ ОТСРОЧЕННОЙ РЕАКЦИИ НА ТРАВМУ
Возникает вопрос: почему травма запечатлевается в психике? Зачем это нужно нашему организму? В любых, даже самых экстремальных, ситуациях травма возникает только тогда, когда:
ЕСТЕСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС ПРОЖИВАНИЯ ТРАВМЫ
То, что должно происходить (но не всегда происходит) с людьми после травматического стресса, можно назвать нормальным (или естественным) проживанием ситуации. Неслучайно один из самых распространенных тезисов, касающихся работы с последствиями травмы, звучит так (высказывание Б. Колодзина): «Травма — это нормальная реакция на ненормальные обстоятельства». Я хочу обратить внимание на первую часть фразы — «нормальная реакция». Это действительно ключевой момент. Отсроченная реакция на травму — нормально. По-другому и не может быть — ведь это единственный способ выживания (конечно, только в том случае, если травма действительно имела место!). Если такая реакция норма, то должна существовать определенная последовательность переживаний, которую можно назвать естественной. Это такая динамика, которая позволяет нам постепенно завершать ситуацию травмы.
Задача нормальных постстрессовых реакций — дозированное предоставление психике впечатлений, допуск только того, что человек может переработать на данный момент. Это очень хорошо видно по культурным традициям, которые построены именно на естественной реакции на травму. Именно поэтому советы «забыть пережитое» могут привести только к ощущению отстраненности от того, кто помогает, но не к реальному «забвению».
ЛИТЕРАТУРА
педагог-психолог
отдела психолого-педагогической
коррекции дезадаптивных состояний
Мальцева С. Ю.
Я настоящим ДАЮ свое СОГЛАСИЕ на обработку своих персональных данных в Территориальной психолого-педагогической комиссии ГБУ «ППЦ» г. о. Тольятти, к которым относятся:
Обработка персональных данных осуществляется исключительно в целях обеспечения соблюдения законов и иных нормативных правовых актов; содействия в реализации конституционного права на образование своего ребенка.
Я даю согласие на использование персональных данных с целью комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ОВЗ:
Подтверждаю свое согласие на следующие действия с указанными выше персональными данными.
Я настоящим ДАЮ свое СОГЛАСИЕ на обработку персональных данных своего ребенка в Территориальной психолого-педагогической комиссии ГБУ «ППЦ» г. о. Тольятти,
— данные, удостоверяющие личность ребенка (свидетельство о рождении или паспорт);
— данные о возрасте и поле;
— данные о гражданстве;
— данные медицинской карты, полиса обязательного/добровольного медицинского страхования;
— данные о прибытии и выбытии в/из образовательных организаций;
— Ф.И.О. родителя/законного представителя, кем приходится ребенку, адресная и контактная информация;
— сведения о попечительстве, опеке, отношении к группе социально незащищенных обучающихся; документы (сведения), подтверждающие право на льготы, дополнительные гарантии и компенсации по определенным основаниям, предусмотренным законодательством (ребенок-инвалид, родители-инвалиды, неполная семья, многодетная семья, патронат, опека, ребенок-сирота);
— форма получения образования ребенком;
— изучение русского (родного) и иностранных языков;
— сведения об успеваемости и внеурочной занятости (посещаемость занятий, оценки по предметам);
— данные Представления ППк образовательной организации;
— форма и результаты участия в ГИА;
— форма обучения, вид обучения, продолжение обучения после получения основного общего образования;
— отношение к группе риска, поведенческий статус, сведения о правонарушениях;
— данные о состоянии здоровья (сведения об инвалидности, о наличии хронических заболеваний, медицинское заключение об отсутствии противопоказаний/о рекомендациях к обучению в образовательной организации; данные медицинских обследований, медицинские заключения);
— сведения, содержащиеся в документах воинского учета.
Я даю согласие на использование персональных данных ребенка с целью комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ОВЗ:
— заполнения базы данных, обследуемых на ПМПК, формирование статистических аналитических отчетов.
Обработка персональных данных обучающегося осуществляется исключительно в целях обеспечения соблюдения законов и иных нормативных правовых актов; содействия ребенку в реализации его конституционного права на образование, трудоустройство, обеспечение его личной безопасности и безопасности окружающих; контроля качества обучения и обеспечения сохранности имущества.
Настоящее согласие предоставляется на осуществление любых действий в отношении персональных данных, которые необходимы или желаемы для достижения указанных выше целей, включая (без ограничений): сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе, передачу третьим лицам — территориальным органам управления образованием, государственным медицинским учреждениям, военкомату, отделениям полиции), обезличивание, блокирование, трансграничную передачу персональных данных, а также осуществление любых иных действий с моими персональными данными, предусмотренных действующим законодательством РФ.
Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия ГБУ «ППЦ» гарантирует, что обработка персональных данных осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Я проинформирован(а), что Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия будет обрабатывать персональные данные как неавтоматизированным, так и автоматизированным способом обработки. Данное Согласие действует до достижения целей обработки персональных данных ребенка на ПМПК.
Согласие на обработку персональных данных может быть отозвано мною путем направления в территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию письменного отзыва.
Согласен/согласна с тем, что Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия ГБУ «ППЦ» г. о. Тольятти обязана прекратить обработку персональных данных в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента получения указанного отзыва.
Я подтверждаю, что, давая такое Согласие, я действую по собственной воле.