Взаимодействие родителей и педагогов в процессе коррекционно-развивающей работы должно быть направлено на формирование навыков сотрудничества и доверительных отношений родителей с ребенком. Такой результат можно достичь через решение следующих задач:
Работа по выстраиванию взаимоотношений с родителями проводится поэтапно:
1 этап – диагностический: на данном этапе осуществляется диагностика и наблюдение за деятельностью ребенка;
2 этап – информационно-обучающий: так как недостаточная грамотность родителей в вопросах педагогики и психологии приводит к некомпетентности в воспитании своих детей, отсутствию взаимопонимания, доверия друг к другу, поэтому процесс коррекционно-развивающей работы направлен на информирование родителей об актуальных и потенциальных возможностей ребенка, а также обучение их методам и приемам эффективного взаимодействия с малышом;
3 этап – аналитико-обобщающий: на данном этапе проводится контрольная диагностика, даются рекомендации родителям, определяется дальнейший образовательный маршрут ребенка.
Неуклонное увеличение детей с различными отклонениями в развитии и соответственно рост числа родителей, которые не в силах справиться с возникшими проблемами ставит перед образовательными учреждениями проблему создания специальных условий для коррекционной работы и нормализации детско-родительских отношений. Как часто сегодня мы слышим от родителей: «А разве нужно играть с ребенком, он же не понимает ничего. А его нужно учить играть? А как заниматься?» К сожалению, современные родители не до конца понимают всю ответственность, появившуюся с рождением ребенка: насколько важно и необходимо быть с ребенком рядом, раствориться в нем, быть с ним одним целым; играть с ним, пусть даже эти игры кажутся нам, взрослым, непонятными и, казалось бы, не имеющими смысла; рисовать, лепить, участвовать абсолютно во всем вместе; действительно быть самым близким. Большое количество обращений в отдел ранней помощи ГБУ «Психолого-педагогический центр» г.о. Тольятти подтверждает острую потребность родителей в информации о том, как растут и развиваются дети, как и чему их учить, как играть с ними, как разговаривать с малышами. Особенно трудно тем, чьи дети имеют отклонения в психофизическом развитии и испытывающие вследствие этого трудности в их воспитании и обучении. Поэтому в работе с родителями одна из задач заключается в оптимизировании взаимоотношений с ребенком через овладение ими приемами конструктивного взаимодействия, направленного на познавательное и эмоциональное развитие детей, с учетом их индивидуальных особенностей. Так как когнитивное, эмоциональное и физическое развитие ребенка во многом зависит от характера взаимодействия родителей с малышом и, в первую очередь мамы. Важно, чтобы она любила своего ребенка безусловной любовью, принимала его таким, какой он есть, помогала преодолевать трудности, и этим способствовала его гармоничному развитию. Но, к сожалению, нередко приходится наблюдать отрицательные позиции родителей к детям: от явного отвержения, излишней требовательности до чрезмерной опеки, что, безусловно, не может положительно влиять на развитие личности ребенка. Именно поэтому одним из условий реализации коррекционной работы является обязательное участие на занятиях матери, где она будет активным участником общения и обучения. Так же основными задачами работы с родителями являются: нормализация отношений между ребенком и родителем; снятие тревожности родителей; повышение самооценки родителей; помощь в создании стиля семейного воспитания с учетом особенностей развития ребенка раннего возраста. Напоминаем им, что именно в это время происходят важнейшие изменения в психическом и физическом развитии ребенка: развивается двигательная активность, формируется мышление, проявляются первые черты характера. В возрасте от года до трех лет дети обладают повышенной внушаемостью, стремятся подражать взрослым; пластичность мозга ребенка, сензитивные периоды формирования интеллекта, речи, эмоций и личности определяют большие потенциальные возможности коррекционной помощи.
Система работы специалистов отдела ранней помощи по психолого-педагогическому сопровождению детей с отклонениями в развитии выстраивается в тесном взаимодействии с их родителями, где они являются активными участниками обучающего процесса. Малыши гораздо легче идут на контакт с педагогом в присутствии родителей, активнее взаимодействуют со сверстниками, с большим интересом изучают игрушки, интересуются окружающей обстановкой. Поэтому поддержка близкого человека так важна. Присутствие мамы на занятиях обеспечивает малышу комфортное пребывание в новом коллективе и месте, что способствует успешному воспитанию. Объясняем, что чем активнее мама проявляет себя и включена в совместную игру с ребенком, тем лучше и быстрее он будет овладевать познавательными и коммуникативными навыками и умениями. Во время занятий демонстрируем маме, какую позицию она должна занимать по отношению к своему ребенку, ориентируясь на его личность, учитывая его индивидуальные особенности. Объясняем, что мама должна понимать своего малыша, ставить себя на его место, поддерживать, подбадривать, если ребенок не справляется с заданием.
Многие мамы не умеют выражать свою любовь в силу своих личных свойств, а может быть она и сама не чувствовала любви родителей в своем детстве, поэтому показываем, как это можно сделать: выражаем любовь во взгляде, смотрим ребенку в глаза, искренне улыбаемся ему. Малыш видит мамино доброе лицо и чувствует себя увереннее, чувствует себя любимым, нужным. Обращаем внимание мамы на то, когда и как нужно похвалить, и при этом очень важен физический контакт. Можно погладить ребенка по головке, обнять, погладить по плечу, поцеловать. Демонстрируем родителям, как хвалить детей, что похвала направлена на поступок или положительный результат какого-то действия. Конечно же, хвалим, придерживаясь принципа «здесь и сейчас», выражаем положительную оценку четко, в понятной для ребенка форме. Занимаемся только своим ребенком, стараемся полностью раствориться в нем. Как только мама начинает отвлекаться, ребенок это сразу чувствует и процесс игры и обучения нарушается. Чем больше мама уделяет внимания своему чаду, тем ребенок больше ощущает себя любимым. Проговариваем эти установки с родителями, советуем, и дома их выполнять. Рекомендуем как можно больше времени уделять детям, а именно: играть и гулять вместе, складывать игрушки, учиться одеваться и умываться, читать книжки перед сном, слушать аудиосказки и что более важное именно рассказывать сказки и т.д.
Детям свойственно раздражаться, если что-то не получается. По ходу занятия подсказываем маме, как правильно реагировать на подобные ситуации. Маме в этот момент рекомендуем держаться спокойно, выступая в роли ассистента, помощника, помогая справиться с заданием; напоминаем правило: никогда не критикуйте ребенка, не сравнивайте его с другими детьми, акцентируйте внимание на его достижениях, положительных результатах, на его лучших качествах.
Занятия проходят как в игровой комнате с использованием традиционных упражнений и игр, так и в сенсорной комнате. Использование оборудования и пособий комнаты, помогают преодолевать различные проблемы дисгармоничного развития детей. Таких как, задержка психоречевого развития, нарушения в эмоционально-волевой и коммуникативной сферах. Поэтому работа с данной категорией детей направлена на решение нескольких задач: повышение познавательной активности; развитие общей и мелкой моторики; развитие сенсорных процессов; нормализация психоэмоционального состояния. Оборудование, необычные предметы, яркость, красочность, возможность все потрогать, пощупать, обследовать, несомненно, обеспечивает установление положительного контакта между ребенком и педагогом, а также более доверительные отношения между ребенком и родителем и, конечно же, пробуждает в ребенке познавательную активность. Благодаря играм в сенсорной комнате дети заряжаются положительными эмоциями, хорошим настроением. Многие родители замечают, что у детей после посещения «волшебной» комнаты нормализуется сон. Как показывает наш опыт работы, игры в сенсорной комнате повышают у детей исследовательскую активность, развивают когнитивные навыки, создают положительный эмоциональный фон.
Благодаря именно совместной организованной работе педагогов, родителей и детей, малыши быстрее привыкают действовать по правилам, учатся элементарным навыкам взаимодействия в коллективе, выполнению определенных требований, что положительно сказывается на их дальнейшей социализации.
Таким образом, на результат коррекционно-развивающей работы, несомненно, позитивно влияет участие родителей. Поддержка мамы положительно сказывается на эмоциональном состоянии ребенка, дети активнее начинают интересоваться другими людьми, охотнее и смелее идут на контакт со сверстниками и взрослыми, что в целом способствует оптимизации детско-родительских отношений и формированию психологической готовности к детскому саду.
Педагог-психолог ГБУ «ППЦ»
г.о. Тольятти
Франива Анастасия Викторовна